назад ]

Древлеправославная Поморская Церковь


Краткая история Церкви

Практически сразу после разделения старообрядчества на поповщину и беспоповщину (произошедшее из-за вопроса о положении новых священников) беспоповщинские организации стали автономными общинами, мало связанными одна с другой, в каждой из них складывались свои обычаи и своя идеология. Из-за этого беспоповство столь склонно к раздробленности и регионализму. Самым старым и на сегодня самым крупным толком беспоповского старообрядчества считается Поморский толк, более умеренное течение в беспоповщине. Начало ему было положе в 1694 году, когда была основана община на реке Выг - Выговская обитель, ставшая идеологическим центром и резервуаром наставников для поморского согласия. В 1699 году из поморского согласия выделается согласие федосеевское. В 1706 рядом с ним было основано женская Леснинская обитель. Выговская обитель прославилась составлением "Поморских ответов", на поставленные православными вопросы, которые фактически стали основой религиозного учения. В 1738 поморцы принимают молитву за царя, что провоцирует с их среде раскол (не признавшие образуют филипповское согласие). Местные общины поморцев становятся в начале XIX века важными экономическими центрами, и разгром Выговской обители (проходивший с 1836 по 1855 года). Новым источником наставников стал монастырь в Данилове (Ярославская губерния). В начале 30-ых годов произошел раскол на старопоморское и новопоморское согласия. Особенностью новопоморцев было введение формальной брачной книги. Благодаря этому нововведению, позволившему официально передавать имущество по наследству, с середины XIX века новопоморские общины начали активно распространяться, поглощая старопоморцев и федосеевцев (в свою очередь, немногочисленные старопоморцы, не принявшие брака, окончательно растворяются в среде федосеевцев). В частности в Прибалтике, к середине XX века практически все общины, бывшие до этого федосеевскими, стали поморскими, а поморский толк стал самым централизованным, многочисленным и влиятельным среди беспоповцев. Манифест 17 апреля 1905 г. о свободе вероисповедания придал толчок поморческой организации. 1-10 мая 1909 года в Москве проходил I Всероссийский Собор старообрядцев-поморцев под председательством Льва Феоктистовича Печугина, на II Всероссийском соборе в 1912 председательствовал Терентий Акимович Худошин. По разным оценкам, до Первой мировой войны численность поморцев в Российской империи составляла от 1,5 до 2 миллионов человек. После революции 1917 года в Советском Союзе поповцы, как и другие религиозные общины, терпели немалые лишения и притеснения. Однако оказавшиеся за границей - в Прибалтике (Литве, Латвии и Эстонии) и Польше - организовали национальные церкви и успешно развивались. После присоединения этих земель к СССР почти все духовные и административные центры поморцев были упразднены, единственным действующим, и практически распространяющим свою духовную опеку не только на СССР но и поморцев всего мира, остался Высший Старообрядческий Совет в Вильнюсе. Только с 1988 года возобновилась более-менее свободная деятельность, и вскоре восстановлены национальные центры. В 1992 году был создан "Международный Совет ДПЦ", в 2001 преобразованный в "Единый Совет ДПЦ", который объединил независимые национальные поморские организации из разных стран. Сейчас в России действует около 250 поморских общин, также Российский Совет ДПЦ окормляет и не имеющие централизованной органицации общины - в Казахстане 18 общин, в Киргизии - 3 общины, в Молдавии 1 (имеется одна община в Румынии), до 2010 года окормлялись украинские общины. все они находятся под опекой Российского Совета Древлеправославной Поморской Церкви. После распада СССР в ставших самостоятельыми Латвии и Эстонии были восстановлены органы церковонго управления (В Литве и Польше они действовали и ранее). Чуть позже самоорганизовались приходы в Белоруссии. Конференция поморских общин в США объединяет четыре прихода. Есть небольшие поморские общины в Германии, Великобритании, Франции, Бразилии, Канаде, Аргентине, Австрии.

Древлеправославная Поморская Церковь Литвы

Древлеправославная Поморская Церковь Польши
Древлеправославная Церковь Старообрядцев в Польше

Древлеправославная Поморская Церковь Латвии

Союз старообрядческих приходов Эстонии

Древлеправославная Поморская Церковь Белоруси

Древлеправославная Поморская Церковь Украины

Киновиархи Выговской обители (1694-1855)

Данила Выгулин (1694-1702)
Андрей Денисович Мышецкий (1702 - 1730)
Симеон Денисович Мышецкий (1730 - 25 сентября 1741)
Иван Филиппов (1741-1744)
Мануил Петров (1744-1759)
Никифор Семенов (1759-1774)
Алексей Тимофеевич Кисилев (1774-1780)
Андрей Борисов (1780 - 19 февраля 1791)
Архип Дементьев (1791 -1809)
Кирилл Михайлов (1809-1825)
Петр Иванов (1825-1830) Федор Петрович Бабушкин (1830-1842)
Стефан Иванович (1842?-1855)

Совет Всероссийских соборов и съездов поморцев (-1923) Высший Духовный Совет Старообрядческой Поморской Церкви (1923- 1927), Высший духовный совет центральной области в Москве (1927- (СССР)

Лев Феоктистович Пичугин (18 мая 1909 - сентябрь 1912)
Терентий Акимович Худошин (сентябрь 1912 - 1927)

Международный Совет ДПЦ (1992-2001), Сопредседатели

Олег Иванович Розанов (1992 - 2001)
Иван Миролюбов (1992-2001)

Председатель Единого Совета ДПЦ (2001-

Олег Иванович Розанов (2001 -

Российский Совет Древлеправославной Поморской Церкви (1989-

Олег Иванович Розанов (1989 - 6 декабря 2017)
Владимир Викторович Шамарин (23 января 2018 -

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ