назад ]

Древлеправославная Поморская Церковь Литвы


Краткая история церкви

На территории совсременной Литвы старообрядцы-федосеевцы (выходцы из Псковской, Новгородской и юго-востока Тверской губерний) начали массово селиться в начале XVIII века (особенно во втором и третьем десятилетии). Местные землевладельцы охотно выделяли переселенцам землю. Согласно "Дегутскому летописцу" первым старообрядцем, поселившися на северо-востоке Литвы, был Трофим Иванов, переехавший туда в 1679 году. В 1709 году была создана старообрядческими переселенцами община в деревне Пущаны (ныне Гиряле), которая в 1710 году уже построила и первый в Литве старообрядческий храм. В 1728 году создан федосеевский монастырь в Гудишках, который в 1755 году был перемещен в Дягутях. Именно в Гудишках прошел федосеевский "Польский собор" 1752 году, отметившийся строгостью к ширящемуся движению "новобрачных". На 1791 год в Речи Посполитой жило от 100 до 180 тысяч старообрядцев (более 1% населения страны) (однаэто это были не только беспоповцы, но и представители поповских согласий). На этот момент на территории совсременной Литвы действовало 16 храмов. Первоначально мигрировавшие на территорию Литвы старообрядцы были федосеевцами.
В начале XIX века некторые федосеевцы в Литве начали принимать бессвященнословный брак, в 1823 году это сделала Дегутская община и ее наставник, который также являлся и Общим Пастырем Литвы и Курляндии. В начале XX века процесс перехода в поморское согласие завершился, все общины стали поморскими. При Николае I преследование старообрядцев интенсифицировалось и на территории Литвы, с 1825 по 1855 год было закрыто 13 из 33 известных старообрядческих храмов (в том числе в 1840 закрыт храм в Дягутях), арестовывались наставники. Также начало распространятся и единоверие. В конце XIX века важным поморским центром становится Вильна, где в 1901 году проходит первый съезд местных наставников. В 1906 году в Вильне состоялся съезд наставников и представителей общин, охватывающий территории современных Белоруссии, Литвы, Польши, Латвии и Эстонии; съезд утвердил принятия беспоповцами региона института бессвященнословного брака. Перед началом Первой мировой войны на территории Виленской и Ковенской губерний действовало 68 приходов (11 из них было создано после 1905 года).
После Первой Мировой войны Виленский край стал на короткий период независимым и затем был присоединен к Польше. В двух государствах - Польше и Литве - были созданы самостоятельные центральные органы управления поморскими общинами. 6 мая 1922 года в Каунасе состоялся Первый Съезд Старообрядческой Поморской Цекрви Литвы и был создан Центральный Старообрядческий Совет Литвы, объединивший поморские общины страны. Всего во времена первой Литовской Республики в Каунасе состоялось восемь старообрядческих Съездов. 20 мая 1923 года были выпущены "Временные Правила, регулирующие отношения Организации староверов Литвы и Литовского государства", наставникам государство платило за ведение метрикаческих книг, а с 1925 года государством начала оказываться небольшая финансовая помощь. С 1929 года начинается постепенная миграция старообрядцев из Литвы. В 1937 году в Литовской республике проживало более 42 тысяч старообрядцев (более 2% населения страны), действовало 53 общины, в которых служил 51 наставник. В межвоенный период в Литве действовали старообрядческие воксресные школы, строились новые храмы, в 1933-1934 гг. старообрядческими духовными курсами Литвы (действовавшими в 1931-1933 годах) издавался журнал "Китеж-Град".
В 1925 году состоялся Первый Съезд старообрядцев Польской Республики, на котором был избран Высший Старообрядческий Совет в Польше, объединивший приходы, ныне находящиеся на территории Вильнюсского края и восточной части Витебской области (В 1909 году в Виленской губернии было 14 поповских общин и 12 федосеевских), а также в Сувалкском крае. Церковь приняла название "Восточная Старообрядческая Церковь Польши". Старообрядчество получило юридическое признание в Польской Республике только в 1928 году. При относительной религиозной свободе старообрядцы развили активную деятельность - строились новые и ремонтировались старые храмы, открывались приюты для детей, престарелых и иконописные мастерские; старообрядцы принимали участие в деятельности организаций русского меньшинства, польского Сейма и Сената (единственным сенатором был Арсений Пимонов), занимались просвящением. Издавался Вестник Высшего Старообрядческого Совета в Польше" (1929 - 1934), "Календарь Высшего Старообрядческого Совета в Польше" (1936 - 1939). В Вильне проходили летние курсы по подготовке вероучителей. В 1930-ых годах в Польской республике проживало более 50 тысяч старообрядцев.
В 1939 году, когда Советский Союз передал Вильнюсский край Литве, на его территории находилось около 60 старообрядческих общин. Уже в 1941 году некоторые старообрядцы были репрессированы советской властью. Также весной 1941 года в Литву из Германии были переселены 9 тысяч старообрядцев. Во время немецкой оккупации в ряде мест прошли расстрелы старообрядческого населения. Сами старообрядцы также были разобщены (действовали два церковных центра в Вильнюсе и Каунасе). После Второй Мировой войны Вильнюсский Высший Старообрядческий Совет остался единственным централизованным поморским органом на территории всего СССР, и фактически становится духовным центром всего поморского согласия. На 1945 год в Литовской ССР было 74 старообрядческих храма и около 70 тысяч верующих. При этом в первое десятилетие было закрыто около десятка старообрядческих храмов (некоторые и уничтожены). В советский период ВСС был инициатором созыва трех поморских съездов - в 1966, 1974 и 1988 годах, в которых участвовали представители со всего СССР. Коллективизация, индустриализация и обмирщение сильно ударили по старообрядческим сообествам. В 1969 году было уже 56 общин, а в 1992 году - уже 51 община и только 11 наставников (число веруюших самими старообрядцами оценивалось приблизительно - от 33 до 50 тысяч человек). С падением численности деревенских приходов росло значение приходов в городах - Вильнюсе (10 тысяч человек), Каунасе (4 тысячи человек), Клайпеде (4 тысячи человек), Зарасай, Паневежисе.
22 ноября 1990 года ВСС принял новый Статут Древлеправославной Поморской Церкви Литвы, который действует до сих пор. При этом старообрядчество начали раздирать и внутренние конфликты - в 1992 году была создана вторая Вильнюсская старообрядческая община, долгое время конфликтовавшая со старой общиной. В 1996-1998 году даже был создан альтернативный (так и не зарегистрированный) центр старообрядцев Литвы в Каунасе. Высший Старообрядческий Совет с 1995 по 2002 существовал в двух, не признающих друг друга составах. После отстранения в июне 2001 года от настоятельства в основной Вильнюсской общине Василия Васильева, он отделился от ВССЛ и создал альтернативную старообрядческую общину Вильнюса, которая была зарегистрирована Министерством юстиции. Согласно перепеси населения 2001 года, в Литве живет 27 тысяч староверов (причем 1250 из декларировавших принадлежность к старообрядчеству назвали себя литовцами по национальности). Наибольший удельный вес старообрядцев - в Утенском уезде, где они составляют 2,7% населения. На данный момент Древлеправославная Поморская Церковь Литвы насчитывает 60 религиозных общин. Моногие деревенские общины находятся на грани вымирания и состоят из нескольких стариков, которых окормляет изредка приезжающий наставник. Во время переписи 2011 года старообрядчество в качестве религии указало уже только 23,3 тысячи человек (т.е почти на 4 тысячи, или 15% от предыдущего числа указавших, меньше).

Общий Пастырь Литвы и Курляндии (в Дегутях)

Автоном Акиндинович Мышняков (1823-1830)
Григорий Васильевич Танаев (1830 - 29 ноября 1839)
Тит Васильевич Танаев (1840 - 1851)

Высший Старообрядческий Совет (Вильно/Вильнюс) (Польша 1925-1939, Генеральная область 1943-1944, Литва 1944-
с февраля 2002 - Высший Совет ДПЦ Литвы

Арсений Моисеевич Пименов (октябрь 1925 - 7 января 1939)
Борис Арсеньевич Пименов (7 января - ноябрь 1939 и 18 ноября 1943 - июнь 1944)
Иван Феодорович Романов (декабрь 1944 - 1948)
Федор Силович Кузнецов (1948- 25 октября 1965)
Иосиф Иванович Никитин (1965 - 9 февраля 1969)
Иван Исаевич Егоров (21 февраля 1969 - июль 1993)
Василий Николаевич Васильев (1993- 1998) (до 1996 - исполняющий обязанности)
Александр Максимович Кудряшев (1998 - январь 2002)
Никифор Леонтиевич Пильников (июль 1995- февраль 2002) (альтернативный)
Марк Яковлевич Семенов (февраль 2002 - 16 февраля 2007)
Григорий Алексеевич Бояров (16 февраля 2007 -

Центральный Старообрядческий Совет (Каунас) (1922-1941, 1942-1944 и 1996-1998) (в 1996 создан в качестве национального центра, не был зарегистрирован, и после примерения в старообрядческой среде упразднен)

Василий Алексеевич Прозоров (6 мая 1922-1934)
Аристарх Степанович Ефремов (1934- 2 апреля 1938)
Иван Алексеевич Прозоров (22 апреля 1938 - 15 июня 1941)
После ссылки Прозорова перестал действовать. Восстановлен 5 марта 1942 - 1944
Борис Степанович Леонов (март 1942 - январь 1944)
Иоанн Харитонович Ефишов (28 июля 1996 - 28 марта 1998)

Приходы ДПЦ

Аукштакальнская староверческая религиозная община
Балтромишкская староверческая религиозная община
Бобришкская староверческая религиозная община
Богданская староверческая религиозная община
Буткунская староверческая религиозная община
Вильнюсская староверческая религиозная община
Висагинская староверческая религиозная община
Гайлюнская староверческая религиозная община
Гайская староверческая религиозная община
Данилишкская староверческая религиозная община
Дубянская староверческая религиозная община
Дудишкская староверческая религиозная община
Дукштасская староверческая религиозная община
Жемайтельская староверческая религиозная община
Зарасайская староверческая религиозная община
Ибянская староверческая религиозная община
Каунасская староверческая религиозная община
Клайпедская староверческая религиозная община
Кулинская староверческая религиозная община
Лаздияйская староверческая религиозная община
Лукашовская староверческая религиозная община
Манеевская староверческая религиозная община
Мантейкская староверческая религиозная община
Масалишкская староверческая религиозная община
Мигишкская староверческая религиозная община
Миновская староверческая религиозная община
Михаловская староверческая религиозная община
Муро-Стревининкская староверческая религиозная община
Нечанская староверческая религиозная община
Пабрадская (Стрипишкская) староверческая религиозная община
Пакупелькская (Леонувкская) староверческая религиозная община
Паневежская староверческая религиозная община
Паскутишкская староверческая религиозная община
Перелазская староверческая религиозная община
Поезерская староверческая религиозная община
Поливаркская староверческая религиозная община
Пущанская (Гиряле) староверческая религиозная община
Пямпесская староверческая религиозная община
Радвилишкская староверческая религиозная община
Райстинишкская староверческая религиозная община
Римковская староверческая религиозная община
Рокишкская староверческая религиозная община
Руданская староверческая религиозная община
Рустейкская староверческая религиозная община
Сидарская староверческая религиозная община
Сипалишкская староверческая религиозная община
Смильгяйская староверческая религиозная община
Сталянишкская староверческая религиозная община
Турмантасская староверческая религиозная община
Укмяргская староверческая религиозная община
Утянская староверческая религиозная община
Федоришкская староверческая религиозная община
Фермо-Рагувская староверческая религиозная община
Шаймотская староверческая религиозная община
Швянченская староверческая религиозная община
Шилутская староверческая религиозная община
Шлижишкская староверческая религиозная община
Шяуляйская староверческая религиозная община
Юзофовская староверческая религиозная община
Юргялишкская староверческая религиозная община

Официалный сайт церкви (рус.)

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ