назад ]

Древлеправославная Поморская Церковь Польши


Краткая история церкви

На Сувалкско-Сейнские земли старообрядцы стали переселяться из Литвы и Курляндии в конце XVIII века. В 1787-1789 годах в регионе было основано восемь старообрядческих федосеевских поселений (шесть в Сувалкском регионе и два в Сейнском), позднее было создано еще несколько деревень. Община деревни Гленбокий Ров и во главе с наставником Степаном Андреевым стала центром местного старообрядчества. Сын Степана Андреева Иван основал вторую моленную в деревне Подгорельцы. В 1820-х годах между двумя общинами разгорелся спор из-за отношения к призыву в армию и введению метрических книг. Подгорелецкая община во главе с наставником Василием Максимовым приняла новые правила. Община Гленбокого Рова с наставником Ефимом Борисовым этому противились, и в итоге начали переселяться в соседнюю Пруссию, в Мазурское поозёрье.
В 1850-х годах царские власти начали давление на старообрядцев, чтобы те переходили в единоверие - была построена церковь в Каролине, моленные запечатывались. Однако особого результата это не дало. В конце XIX века сувалкско-сейновские староверы перешли на поморские позиции и признали духовное главенство Виленской общины. После Первой мировой войны на сувалкско-сейнских землях проживало порядка 4 тысяч старообрядцев (порядка 15 деревень). В 1925 году их общины вошли в состав Восточной Старообрядческой Церковь Польши с центром в Вильне.
На территорию Пруссии старообрядцы из России начали переселяться в 1825 году. В 1838 году в Пруссии уже существовало восемь старообрядческих деревень (деревни получили название "филиппонских"), в которых проживало 830 человек. Переселенцам обещали шестилетний период, в течении которого они не будут платить налоги, и для одного поколения иммунитет от армейского призыва. Однако уже в 1842 году были введены обязательные метрические книги, в 1843 начался призыв в армию, а с 1847 года девочек обязали посещать начальную школу. Часть старообрядцев этих новшеств не приняла и покинула Пруссию. В 1856 году Павел Прусский, настоятель Эккерсдорфского (Войновского) монастыря, который стал местным духовным центром, начал проповедовать допустимость брака, что послужило причиной окончательного разделения старообрядцев Пруссии в 1859 году на федосеевцев и своих сторонников, перешедших на позиции брачных поморцев. В 1867 году Павел Прусский с группой последователей перешел в единоверие, единоверческое движение среди мазурских старообрядцев было достаточно успешным. Около 1880 года единоверцев было более 300 человек). Примерно тогда же большинство Федосеевцев также перешла на поморские позиции - Федосеевским оставался только монастырь в Войново. В 1930 году прусские общины признали духовное верховенство Восточной Старообрядческой Церкви Польши с центром в Вильне. Также среди прусских старообрядцев началась активная ассимиляция с местным населением, некоторые начали считать себя "немцами старославянского исповедания".
После раздела Польши в 1939 году сувалкско-сейнские земли оказались в составе Третьего Рейха. Весной 1941 года в Литву из Германии были переселены 9 тысяч старообрядцев. Во время войны несколько старообрядческих деревень были в полном составе вывезены на работы в Германию. После окончания Второй мировой Войны на территории Польши осталось только несколько общин в регионе Сувалок-Сейн-Августова, а также в значительной мере уже немецкоязычные мазурские общины. Эти две старообрядческие общности, достаточно сильно различавшиеся, не могли объединиться в одну структуру. В 70-ых годах значительное число старообрядцев мазурщины мигрировали в Германию. Ныне существует только небольшая община в Гамбурге. В 1983 году был создан Высший Старообрядческий Совет Древлеправославной Поморской Церкви в Польше, объединивший четыре действующих поморских общины, в которых насчитывалось порядка 2 тысяч верующих. На соборе церкви в 1988 году было принято решение о допущении на совместную молитву и староверов, находящихся в браке с иноверцами. После 1993 года Совет принял решение войти в Международный Совет ДПЦ, а с 2002 года в состав Единого совета ДПЦ. Сейчас число старообрядцев в Польше по сторонним данным не превышает 500 человек, значительное их число - старики и пожилые люди. Согласно внутренним данным старообрядцев, в Польше их насчитывается порядка 1100 человек. В 2013 году была зарегистрирована вторая группа поморцев - Древлеправославная Церковь Старообрядцев.

Высший Старообрядческий Совет Восточной Старообрядческой Церкви в Польше (1983-1993), Высший Совет Восточной Старообрядческой Церкви в Польской Республике (1993-

Тимофей Филиппов (1983-1993)
Леонид Васильевич Пименов (1984-2000) - почетный председатель
Феодосий Лазаревич Новиченко (1993 - 25 февраля 2000)
Василий (Вацлав) Алексеевич Яфишов (15 сентября 2002 - июль 2006)
Мечислав Терентьевич Капланов (июль 2006 -

Приходы:

1. Приход в д. Войново (ранее Эккерсдорф). Деревню Войново основал Сидор Борисов (брат наставница Ефима Борисова) в 1830 году. Федосеевский монастырь Спасителя и Святой Троицы был основан в Эккерсдорфе в 1836 году группой монахов главе со старцем Лаврентием Растропиным (скончался в 1851). Тогда же прибывает и мирянин Петр Леднев, который в 1850 году принял постриг с именем Павел, в 1852 году стал настоятелем монастыря и прославился как Павел Прусский. В 1867 году Павел Прусский с группой последователей перешел в единоверие и был изгнан из монастыря. Монастырь однако стал в итоге поморским и пришел в упадок. Последний монах (Макарий) в 1884 году его покинул и женился. В 1885 году монастырь был возрожден монахиней Евпраксией (Дикопольской) (скончалась в 1943 году), однако уже в качестве женского. В 1897 году в монастыре проживало восемь монахинь. в 1909 году уже сорок, в 1913 - 46. Монастырь был значимым центром федосеевцев. В 1914 году немецкие власти арестовали монахинь с российским гражданством и интернировали в Ольштын, однако через две недели отпустили. В следующем году их арестовали уже на два месяца. Война ударила по старообрядческим поселениям, что отразилось и на монастыре. В1925 году в нем оставалось только 12 монахинь и столько же послушниц, монастырь угасал. В 1939 году проживало 7 инокинь, 10 сестер-послушниц. В межвоенный период монастырь перешел в поморское согласие. Второй настоятельницей монастыря в 1945 году стала матушка Антонина (Наталья Кондратьевна), скончавшаяся в 1972 году. На 1968 год оставалось только две монахини и четыре послушницы. Перед своей смертью матушка Антонина подписала дарственную на часть имущества поляку-католику Л. Людвиковскому, который на протяжении многих лет помогал монастырю. В 2006 году последняя монахиня (Ефимия Кушмер) скончалась и монастырь был превращен в туристический объект.
В 1923-1927 годах была построена каменная моленная (визуально напоминающая евангелические церкви Пруссии). В 1968 году в Войново и деревне Галкове проживало 412 старообрядцев.
Наставник Вильгельм (Вальтер) Малинко (-197*) (после его смерти нового наставника нет). Ныне моленная продолжает действовать, однако наставник в нее приезжает из других мест.

2. Приход в г. Сувалки. Деревянная моленная построена в 1910-1912 годах. Всего в Сувалском регионе (который включает и д.Водзилки, окормляемую тем же наставником, что и Сувалки) в 1990 году жило 369 человек, из них в Сувалках 120 человек, остальные в двадцати различных деревнях.
Наставник:
Феодосий Лазаревич Новиченко (- 25 февраля 2000)
Иоанна Персианов ( - декабрь 2002)
Иван Иванович Рыбаков (январь 2003 - ), и.о. наставника (наставник Борисовской общины)
Никола Логинович Васильев (наставник из Латвии).

3. Приход в д. Грабове Гронды. Старообрядцы поселились в деревне Грабове Гронды (Gabowe Grądy) около 1867 года. Старая моленная была уничтожена в 1943 году, время Второй Мировой войны, также все население деревни и соседней старообрядческой деревни Бур было вывезено на работы в Германию. Новая деревянная моленная построена в 1948 году. В 2004 году 25-летний наставник Мариуш Ефимов подрался с полицией, и в итоге был осужден судом. Еще до этого в среде прихожан произошел раздор и разделение на две группы. После скандала регионального масштаба наставник Ефимов был отстранен от служения руководством союза. Наставник Ефимов продолжал служить в старой церкви до 2008 года. Только в 2006 году был избран новый наставник Грабовской общины. На данный момент в деревнях Грабове Гронды и Бур проживает около 70 старообрядческих семей (на 1968 в Грабове Гронды было 188 старообрядцев, в Буре - 133).
Наставники:
о. Мирон Варфоломеевич Филиппов
Мартиниан Петрович (Мариуш) Ефимов (1998-2004)
Мечислав Терентьевич Капланов (1 октября 2006 -

4. Приход в д.Водзилки. Деревянная моленная построена в 1921 году. На данный момент проживает всего шесть старообрядческих семей. Наставники:
o. Лазарь Новиченко (-1982)
о.Феодосий Лазаревич Новиченко (- 25 февраля 2000)
Ныне приход окормляет наставник из Латвии (о. Никола Логинович Васильев).

5. Приход в г. Августов. Старообрядческая община была создана в 2002 году, моленной не имеют. В 1968 году в Августове проживало 268 старообрядцев.

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ