назад ]

Спасово согласие (Большого начала) (Отрицанцы)


Краткая история церкви

Остается до сих пор открытым вопрос об источниках формирования другой ветви спасовцев — большеначальной (некоторые исследователи считают их ответсвлением "глухой нетовщины", иные же считают выделившимися из новоспасовцев). Так, считается, что наставник спасовцев из Симбирска А. В. Светов в 40-ых годах XIX века сообщал своим единомышленникам из Горбатова Нижегородской губернии, что нашел в «отеческом писании» ясное наставление о том, как принимать «еретиков-никониан» в свое согласие: необходимо читать вместо проклятия яковитской ереси в чине принятия еретиков из Большого Потребника Патриарха Иосифа (М., 1651) проклятие Патриарху Никону. Во второй половине XIX века именно большеначальные, принимавшие в свою веру через отрицание ересей и имевшие, в отличие от других спасовцев, монашество и чин покаяния, заняли наиболее активную позицию в деле распространения своего вероучения. Большеначальные спасовцы энергично занимались литературно-полемической и издательской деятельностью, а также самоорганизацией своего согласия. В южной части Нижегородской губернии у них имелось несколько монастырей (историю иночества и монастырей возводят аж к Соловецкому монастырю), выполнявших роль и школ, и богаделен, и духовных центров согласия. У истоков появления «большеначальных» спасовцев стояли ковровский купец Д. А. Першин и начетчик А. А. Комиссаров из Пошехонья. Окончательное отделение новоспасовцев произошло в 1882 г. В 1887 г. в Коврове Владимирской губернии прошел первый собор большеначальных спасовцев, в котором участвовали Першин и Комиссаров. В решениях собора были сформулированы установления нового согласия: полный отказ от контактов с новообрядным духовенством («христианом ко всем разноверцем еретикам за таинствами и всякими потребностями не ходить»), приходящих «от разноверцев» принимать через чин проклятия ересей, наставникам управлять всеми духовными требами в своих местностях, не касаться других общин, отлучать «от сообщества» всех мужчин, бреющих усы и бороды, женщин с непокрытой головой, всех сообщающихся с еретиками «[в] еде, и питии, и разных увеселительных компаниях, курящих и нюхающих табак». Наибольшее распространение спасово согласие «по большому началу» получило в Ставропольском уезде Самарской губернии: селах Белый Яр, Красный Яр, Крестовые Городищи, а также д.Ахмат Новоузенского уезда и селах Мыльное, Кошки и Нижний Сарбай Самарского уезда, где его поддерживали местные богачи Целиковы. Большеначальные спасовцы крестили сами, браки совершались по благословению родителей, исповедовались перед стариками, службу (за исключением литургии) совершали по уставу. Отличительным признаком которых является прием неофитов чином отрицания ересей. В начале XX века в Н. Новгороде было создано всероссийское братство, там же собирались соборы большеначальных, решавшие различные вероучительные вопросы. Так, 15 августа 1907 года в Н. Новгороде открылся собор спасовцев большого начала, в котором участвовали 175 делегатов из Вологодской, Ярославской, Саратовской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Самарской, Симбирской, Костромской, Казанской губерний. В начале XX в. также действовало несколько десятков монастырей, некоторые из них играли роль духовных центров большеначального спасова согласия — в Коврове, Шуе, в окрестностях Нижнего Новгорода, Череповца, Казани. В 1926 г. новоспасовцы предприняли попытку создания «центральной организации Всероссийского братства», был избран совет братства из 17 чел. под председательством И. И. Востроухова. В 1927 г. в Самаре состоялся Всероссийский съезд старообрядцев спасова согласия (его материалы не известны). Наряду с крупными сельскими общинами спасовцев, сильные общины существовали и в городах Самара, Сызрань, Ставрополь, Николаевск и др. В Самаре община спасова согласия объединяла около тысячи человек. Часть спасовцев компактно проживала в так называемых спасовских домах (нечетная сторона современной ул.Ленинская (д.д.79-83) по обе стороны пересечения ее с ул.Некрасовской). Моленная спасовцев была расположена также на ул.Ленинской, дом.280 (во дворе) и существовала до начала 50-х годов ХХ в. 15 апреля 1966 в Мелекессе (Димитровград) Ульяновской области собрался достаточно представительный, последний из известных на сегодняшний день спасовских соборов, 18 делегатов которого прибыли из Казани, Саратова, Энгельса, Стерлитамака, Мелекесса, Душанбе, Горького, Вольска и нескольких сел. Отдельные группы верующих ныне есть сегодня в Тольятти, Сызрани, Димитровграде, с.Кошки Саратовской области.

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ