[ назад ]Таллинская и Эстонская епархия
Православие на территории Эстонии появилось во времена правления Ярослава Мудрого (1019-1054), который основал город Юрьев (ныне Тарту), где была построена церковь св. Георгия. После завоевания этих земель католическим орденом Меченосцев, Православие перестало развиваться, храм св.Георгия со всем городом был сожжён в 1061 году. Однако православная община в Дерпте (Юрьеве) продолжала существовать, есть упоминания о разрушении православной церкви в 1224 году, о существовании двух православных храмов в XV веке. В середине XVI века православные церкви в Дерпте (Тарту) и Ревеле (Таллине) закрывали уже лютеране. Ко второй половине XVI века была построена первая часовня в честь Пюхтицкой иконы Богородицы. Впоследствии часовню не раз разрушали и восстанавливали.
Новое начало присутствию Православия было положено после завоевания территории Петром I в 1710. На этот момент единственным действующим храмом на территории современной Эстонии был храм во имя святителя Николая Чудотворца в Ревеле (Таллине). Русские власти отобрали в городах под православные храмы бывшие шведские гарнизонные кирхи, две православные церкви были открыты в Пернове (Пярну) и по одной в Дерпте (Тарту) и Ревеле (Таллине), превоначально они служили в основном также как гарнизонные церкви, но с увеличением русских переселенцев выросла их роль как приходских.
12 марта 1725 православные церкви Лифляндской и Эстляндской губерний были причислены к Псковской епархии.
Кроме приехавших на поселеине русских в Православие обратилась и часть эстонцев. Самое больше обращение произошло в 1841 году, когда после трех неурожайных годов эстонские фермеры поехали в Ригу на поклон губернатору, но не попали к нему. Зато их принял православный епископ Иринарх, который не только переговорил с губернатором, но и самостоятельно послал еду и деньги страждущим. В итоге значительное число эстонцев приняли Православие, что вызвало недовольство немецких помещиков и под давлением остзейского дворянства епископ Иринарх был удален из Риги. Преемники Иринарха продолжили и его деятельность по проповеди Православия среди эстонцев. Осенью 1845 года началась новая волна присоединений эстонцев к Православию, которая охватила Дерптский, Феллинский, Перновский уезды и остров Эзель (Сааремаа) - в Православие было принято около 10 тысяч эстонцев. На тот момент уже действовали храмы в Дерпте, Верро, Пернове, Аренсбурге, посаде Черный, на мызах Нос, Ряпина (а ряпинский и чернопосадский священники знали эстонский язык). Для присоединений были организованы передвижные походные церкви. Также на эстонский язык были переведены и раздавались новообращенным молитвословы, катехизисы и тексты Литургии. К концу 1846 были открыты новые приходы в Загнице, Элиствере, Кавелехте, Вана-Прангли (священник последнего Иоанн Лебедев присоединил к Православию больше половины жителей прихода). К концу 1848 года в южной Эстонии действовало 46 православных приходов, из которых 39 было новых. В 1846 году были рукоположены первые два священника-эстонца - Яан Колон и Киприан Сарнет. В 1845–1848 годах в Православие перешло 63 858 крестьян или 17% всего населения эстонской части Лифляндской губернии. Эстонский перевод Божественной Литургии был сделан в конце 1840-х – начале 1850-х, регулярное богослужение на эстонском языке началось в 1859 году в Ревеле. В 1860-1880-х годах богослужение на эстонском началось еще в ряде приходов.
Лифляндская часть Эстонии, находившаяся в Псковской епархии, в 1850 году вошла в новоучрежденную Рижскую епархию (в том числе 46 приходских церквей эстонской Лифляндии).
Эстляндская губерния входила в юрисдикцию Санкт-Петербургской епархии, для нее в 1817 году было учреждено Ревельское викариатство. В 1865 году территория Эстляндии была передана в юрисдикцию Рижской епархии (в составе которой было переучреждено Ревельское викариатство); на этот момент в Эстляднии действовало всего 9 православных приходов (из них три в Ревеле).
Важной частью работы Православной Церкви было создание и управление школами, в которых обучали молитвам, чтению и письму как по-русски, так и на родном языке, арифметике. В 1867 году действовало 107 приходских школ и 252 вспомогательных, в этих школах обучались 9,5 тысяч детей. При этом в 1865 году началась волна возвращения эстонцев в Лютеранство, которая практически совсем затихла к середине 1880-ых годов - вернулось до четверти обращённых. В 1880-х годах в Эстляндской губернии возникло краткосрочное массовое движение эстонцев, желающих присоединиться к Православию. В 1883 году всего присоединилось около 2,5 тысяч человек, в 1885 и 1886 по 3,5 тысячи, в связи с чем с 1883 по 1893 года в Эстляндии было открыто 19 новых приходов.
В 1891 г. на Пюхтицкой (Богородицкой) горе был открыт Успенский женский монастырь, ставший важной частью православной жизни края. Также на конец XIX - начало XX веков пришелся бум церковного строительства.
В 1915 году после начала войны в Юрьев (Дерпт/Тарту) эвакуировался рижский архиепископ Иоанн с епархиальными учреждениями и по мере возможности продолжал управление епархией до 1917 года.
К моменту провозглашения независимости Эстонии в 1918 году православные составляли значительную часть населения, в том числе среди этнических эстонцев. По требованию верующих для эстонцев был посвящен епископ (викарий Рижской епархии) Павел (Кульбуш), управлявший эстонским приходом в Петрограде (31 декабря 1917), он же был управляющим и всей Рижской епархии. Однако уже 14 января 1919 Владыка Павел был расстрелян в Нарве большевиками.
21 марта 1919 Генеральная Ассамблея православных эстонцев образовала Таллиннскую епархию и обратилась к РПЦ за признанием независимости. После заключения мирного договора между Эстонской Республикой и РСФСР в 1920 году и установления границы, на территории Эстонии также оказался Псково-Печерским монастырь. 10 мая 1920 года Синод РПЦ признал автономию эстонской епархии. 1 сентября 1920 года священник Александр Паулус был единогласно избран Архиепископом Эстонской Церкви и 5 декабря 1920 года рукоположен во епископы архиепископом Псковским Евсевием и епископом Финляндским Серафимом. Из-за гонений на Церковь в советской России и не желания находится под властью РПЦ епископ Таллиннский Александр обратился к Вселенскому Патриархату с просьбой принять его епархию под свою юрисдикцию. 7 июля 1923 года Патриарх Константинопольский Мелетий IV издал Томос, принимающий в свою юрисдикцию Эстонскую Православную Церковь и дарующий ей автономию. Таким образом сформировав Эстонскую Апостольскую Православную церковь.
28 февраля 1941 года произошло официально вхождение ЭАПЦ в РПЦ, просьба о сохранении автономии удовлетворена не была и ее епархии были подчинены Балтийскому экзархату. Однако скоро началась II мировая война и Эстония была оккупирована войсками Третьего рейха. К концу 1942 Православие в Эстонии окончательно раскололось - русские приходы подчинялись Владыке Павлу (Дмитровскому), сохранившему общение с РПЦ, а эстонские Владыке Александру, вышедшему 20 октября 1942 из подчинения Москве, фактически восстановив ЭАПЦ. Такое двойственное положение продолжалось не очень долго - в сентябре 1944 года территория Эстонии была снова занята Советским Союзом и 80 тысяч эстонцев выехало из страны, в том числе митрополит Александр с 23-мя священниками. Оставшиеся 6 марта 1945 года прошли чин воссоединения с РПЦ.
В 1940-41 и 1944-45 годах советская власть арестовала 19 священников, ни один из которых не вернулся из заключения. В 1950-1951 году Таллинская епархия была на короткий период расформирована. Некоторое количество храмов было закрыто во время хрущевских гонений на религию. На 1965 год Таллиннская епархия насчитывала 90 приходов (88 храмов и 2 молитвенных дома, разделенных на девять благочиний), из них 57 эстонских, 20 русских и 13 смешанных, которые окормляли 50 священников и 6 диаконов. В 1986 году митрополит Алексий был избран митрополитом Ленинградским, а впоследствии и Патриархом, сохранив за собой управление Таллинской епархией (с 1990 года непосредственное управление ею осуществлял патриарший викарий епископ Корнилий).
26 июня 1990 года женский Пюхтицкий монастырь получил статус ставропигиального и перешёл в непосредственное подчинение патриарха Московского.
11 августа 1992 года Священный Синод РПЦ признал "самостоятельность в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительных и церковно-гражданских" Таллинской епархии (при этом слово автономия нигде ни разу не упоминалось).
29 апреля 1993 года в Пюхтицком монастыре состоялся Поместный Собор Эстонской Православной Церкви, на который приехал и патриарх Алексий II. Собор констатировал правопреемственность к межвоенной и послевоенной церкви, а также был вручен Томос (подписанный 26 апреля 1993) о восстановлении автономии.
Одновременно в Преображенском храме Таллина 28–29 апреля прошло "собрание членов приходов апостольско-православной Церкви граждан Эстонской Республики", которое объявило о восстановлении Эстонской Апостольской Православной церкви в юрисдикции Константинополя, которая была официально зарегистирована 11 августа 1993 года. В итоге 54 из 83 приходов зарегистировались как приходы ЭАПЦ (при этом сохранив меньшую часть прихожан).
23 февраля 1996 года Синод РПЦ постановил приостановить каноническое и евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом и Финляндской Автономной Архиепископией после того, как Константинопольский патриархат возобновил действие Томоса 1923 года и принял под свой омофор ЭАПЦ); общение было восстановлено решением Синода РПЦ от 16 мая 1996.
Таллинская епархия РПЦ оставалась незарегистрированной до 17 апреля 2002 года, когда она была зарегистрирована как "Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата".
При переписи 2000 года православными себя назвали 143 тысячи человек (менее 13% населения). 30 мая 2011 года из состава Таллинской была выделена Нарвская епархия. Согласно переписи 2011 года 178 тысяч человек назвали себя православными (16,5% населения), при том, что 58% населения назвали себя неверующими, и Православие обогнало Лютеранство по числу людей, формально причисляющих себя к конфессии). При переписи 2021 года процент православных не изменился (16%). Считается, что приблизительно 150 тысяч человек являются прихожанами ЭПЦ и 20 тысяч - ЭАПЦ.
После начала вторжения России в Украину началось давление государства на ЭПЦ с целью ослабить ее связь с Москвой. В январе 2024 года государство не продлило вид на жительство гражданину России митрополиту Евгению, который 6 февраля покинул территорию Эстонии и продолжил управлять Церковью удаленно. 10 января 2025 года Собор Эстонской Православной Церкви принял решение выполнить требование властей Эстонии и перерегистрировать церковь с официальным названием
"Эстонская Христианская Православная Церковь" (Eesti Kristlik Õigeusu Kirik).
На 2025 год Церковь насчитывает 23 прихода с храмами, в которых служат 39 священников и 14 диаконов (в 2021 году было 42 священника и 15 диаконов), из них 6 священников и 2 диакона - этнические эстонцы. Самый старый из действующих храмов - храм Рождества Пресвятой Богородицы (Казанская церковь) в Таллинне, был освящен в 1721 году. Еще 8 храмов построено во времена царского правления, 3 во времена межвоенной Эстонской Республики, а 11 храмов с 1994 по 2015 года.
Александр (Паулус) (5 декабря 1920 - 7 июля 1923 и 30 марта 1941 - 20 октября 1942)
Сергий (Воскресенский) (март 1941 -
28 апреля 1944) экзарх Балтийский
Павел (Дмитровский) (март 1945 -
1 февраля 1946)
Исидор (Богоявленский) (
22 июня 1947 -
18 декабря 1949)
Роман (Танг) (
16 апреля 1950 - 20 декабря 1955) (до 26 марта 1951 - епископ Таллинский, викарий Ленинградской епархии)
Иоанн (Алексеев) (
25 декабря 1955 - 14 августа 1961)
Алексий (Ридигер) (
3 сентября 1961 - 29 июля 1986), управляющий епархией (29 июля 1986 - 11 августа 1992)
Корнилий (Якобс) (
15 сентября 1990 -
19 апреля 2018) (до 11 августа 1992 викарий патриарха)
Евгений (Решетников) (29 мая 2018 -
Тапасское викариатство
Виктор (Пьянков) (
25 марта - 20 июля 1990)
Нарвское викариатство
Лазарь (Гуркин) (Дата хиротонии (рукоположения) иерарха (либо его настолование) (
21 июля 2009 - 30 мая 2011)
Маардуское викариатство
Сергий (Телих) (
5 февраля 2017 -
Тартуское викариатство
Даниил (Леписк) (
4 февраля 2024 -
Сайт Эстонской Православной Церкви (рус., эст.)
Нарвская и Причудская епархия
Выделена из состава Таллинской епархии 30 мая 2011 года. Включает в себя восточную часть Эстонии (город Нарва, волости Вайвара, Иллука, Алайыэ, Ийзаку, Тудулинна, Лохусуу (уезд Ида-Вирумаа), Торма, Казепяэ, Пала (уезд Йыгевамаа), Алатскиви (уезд Тартумаа).
Епархия на 2025 год насчитывает 13 приходов с 16 храмами, в которых служат 18 священников (из них только один этнический эстонец) и 2 диакона. Самый старый храм епархии (в посёлке Нина) был построен в 1828 году, 4 храма было 1889-1904 годов строительства, а 8 храмов с 2012 по 2019 года.
Лазарь (Гуркин) (30 мая 2011 -
Сайт епархии (рус.)
[ назад ]