назад ]

Православная церковь Чешских Земель и Словакии


Краткая история Церкви

Православие среди чехов и словаков стало распространяться во времена Кирилла и Мефодия, прибывших в Моравию в 863 г. Среди последователей двух православных святителей был и епископ Горазд. Однако вскоре латинская партия победила и христианство восточной традиции на этих землях было задушено. Организационно православие продолжало существовать только в Карпатах в пределах Мукачевской епархии. В 1863 году несколько чешских политиков в Праге основали православную общину, которая вошла в состав Буковинской митрополии, но в начале Первой мировой войны (1914) австрийские власти общину запретили, как организацию, опасную для государства. В 1919 году община была восстановлена. В 1920 году часть католиков отделилась от Рима и основала национальную церковь, которая была тесно связана с православием. В 1921 Сербская церковь посвятила для них епископом Матияша Павлика под именем Горазд. Названный так в честь древнего епископа, он иногда именуется также Горазд II. В 1922 году старая православная община получила нового главу - чеха Антонина Йиндржиха, который долгое время жил в России и стал там архимандритом Савватием. Из-за отрицательного отношения к сербам он обратился в Константинополь и в 1923 был там посвящен епископом. В 1924 из национальной церкви вышел Горазд с частью верующих, придерживающихся православия, образуя таким образом две православные группировки. Правительство Савватия не признало, и это сильно упростило деятельность Горазда. Народное собрание (1925) из 11 священнослужителей и 36 мирян официально учредили "Православную церковь Чехословакии", находящуюся в подчинении Сербского патриархата. В 1926 все имущество церкви Савватия было передано церкви Горазда. Верными Савватию остались только русские эмигранты. В 1927 Православная церковь расширилась после присоединения карпатских русин, которые раньше входили в состав епархии Будапешта. В июне 1942 Горазд епископ был арестован, а 4 сентября расстрелян фашистами вместе с другими церковными активистами. Был издан приказ о роспуске церкви, все священники были высланы в концентрационные лагеря. После войны церковь перешла в ведение Московской патриархии. Вначале был образован экзархат и прислан епископ для оставшихся 8 тысяч верующих (после присоединения Карпатской Руси к Украине, верующие стали частью РПЦ). В 1949 отделенные от Пражской, епархии Оломоуца, Брно и Прешова заключили было унию с Римом, но в 1950 она была разорвана. А 9 декабря 1951 была дарована автокефалия Чехословацкой церкви. Однако патриарх Константинополя не признал такого права за Москвой и Томосом от 27 августа 1998 сам даровал церкви автокефалию. В 1990 было 4 епархии, 245 приходов и 200 тыс. приверженцев. После распада Чехословакии церковь также сменила свое название на нынешнее. Также церковь была разделена на две митрополичьи провинции, одна в Праге, вторая в Прешове. Падение социалистического режима также означало и восстановление греко-католической церкви, в после второй мировой войны насильно присоединенной к православию. Это значительно уменьшило число верующих и приходов, которые вернулись в греко-католичество. В 1993 в Словакии все некогда греко-католические храмы были возвращены католикам, а это 135 из 170 храмов церкви. Однако с того времени началось строительство 50 новых церквей. В Чехии церковь на 1991 год (после отделения греко-католиков) насчитывала 19 тысяч верующих, а в 2001 уже почти 23 тысячи, показав необычный для традиционной конфессии рост (остальные традиционные конфессии Чехии либо остались на старом уровне, либо потеряли значительную часть последователей). Согласно переписи 2011 года 20,5 тысяч человек указали, что принадлежат православной церкви Чешских Земель, и еще 5,8 тысячи указали, что принадлежат к пастве подворья РПЦ. Всего в Чехии действуют семь монастырей (три мужских и четыре женских).
После синода 9 декабря 2013, во время которого с поста местоблюстителя митрополичьего престола был смещен епископ Симеон, произошел раскол в церковной иерархии - епископ Симеон объявил решение синода неканоническим, оставшихся трех епископов отпавшими в раскол, а себя - единственным каноническим епископом церкви.
17 декабря 2015 года произошло примирение между епископами Симеоном и и Исаией с одной стороны и епископом Михаилом с другой (назвавшими себя Священним Синодом Церкви), признание решений двух епархий в ноябре 2014 года (Пражской и Оломоуцко-Брненской, которые после данных решений оказались в ситуации фактического разделения), было признанным незаконным избрание митрополитом Ростислава и необходимость нового собора церкви. При этом 23 декабря епископ Ростислав распространил завяление, в котором от своего лица и лица епископов Георгия и Иоаккима назвал собрание незаконным. Фактически раскол церкви продолжился, приняв немного иной формат. Раздо завершился 13-14 января 2016 года, когда на Синоде, в котором участвовали все архиереи и партиарх Константинопольский Варфоломей, архиепископ Ростислав был признан главой церкви, все рукоположения законными и епископы - правящими, а действительным дарющим автокефалию церкви документом был признан исключительно Патриарший и Синодальный Томос, изданный в 1998 году Вселенской Патриархией.

Глава церкви - Митрополит.

Епархии

Пражская епархия (Чехия)
Оломоуцко-Брненская епархия (Чехия)
Прешовская епархия (Словакия)
Михаловско-Кошицкая епархия (Словакия)

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ