назад ]

Краткая история Эстонской Апостольской Православной Церкви


Православие на территории Эстонии появилось во времена правления Ярослава Мудрого (1019-1054), который основал город Юрьев (ныне Тарту), где была построена церковь св. Георгия. Однако, после завоевания этих земель католическим орденом Меченосцев, православие было уничтожено. Новое начало присутствию православия было положено после завоевания территории Петром I. Кроме приехавших на поселеине русских в православие обратилась и часть эстонцев. Самое больше обращение произошло в 1838 году, когда после трех неурожайных годов эстонские фермеры поехали в Ригу на поклон губернатору, но не попали к нему. Зато их принял православный епископ Иринарх, который не только переговорил с губернатором, но и самостоятельно послал еду и деньги страждущим. Это тронуло эстонцев-лютеран, получивших помощь, и многие приняли православие. Поэтому к моменту провозглашения независимости Эстонии в 1918 году православные составляли значительную часть населения.

По требованию верующих, для эстонцев был посвящен епископ (викарий Рижской епархии) Павел (Кульбуш), управлявший эстонским приходом в Петрограде (31 декабря 1917), однако уже 14 января 1919 он был расстрелян большевиками. 21 марта 1919 Генеральная Ассамблея православных эстонцев образовала Таллиннскую епархию и обратилась к РПЦ за признанием независимости. 10 мая 1920 года Синод РПЦ даровал эстонской епархии автономию. 1 сентября 1920 года священник Александр Паулус был единогласно избран Архиепископом Эстонской Церкви. Из-за гонений на церковь в советской России, и не желания находится под властью РПЦ епископ Таллиннский Александр в конце 1920 провозгласил автономию церкви и обратился к Вселенскому Патриархату с просьбой принять его епархию под свою юрисдикцию. 7 июля 1923 года патриарх Константинопольский Мелетий IV издал Томос, принимающий Эстонскую Православную Церковь и дарующий ей автономию. Он присвоил епископу Александру титул митрополита Таллиннского и всея Эстонии. Церковь была названа "Эстонская Православная Митрополия". В сентябре 1924 церковь была разделена на две епархии - Таллиннскую и Нарвскую, еще в 1920 было образовано Печерсоке викариатство. В 1933 году епископ Нарвский Иоанн был отстранен от управления епархией и уехал в Белград. В 1935 церковь приняла название "Эстонской Апостольской Православной Церкви". А в 1940 году Эстония была оккупирована советскими войсками. К 1940 году Церкви принадлежало 210 000 верующих, 80 процентов которых были эстонцы, она насчитывала 3 епископов, 156 приходов, 131 священника, 2 монастыря и духовную семинарию. Православные составляли 17,5 процентов населения страны (в частности, православным был и президент республики Константин Пятс).

В связи с оккупацией сильно поменялась и политическая обстановка - сразу началось преследование православной церкви - был закрыт Теологический факультет Таллиннского университета и Печерская семинария. 23 сентября 1940 Синод Эстонской церкви обратился к РПЦ с просьбой принять их под свой омофор, с сохранением автономии. После переговоров было решено, что эстонские епископы остаются на своих кафедрах, но автономия за церковью не сохраняется. 28 февраля 1941 года произошло официально вхождение ЭАПЦ в РПЦ, ее епархии были подчинены Балтийскому экзархату. Однако скоро началась 2-я мировая война и Эстония была оккупирована немцами. К концу 1942 православие в Эстонии окончательно раскололось - русские приходы подчинялись вл. Павлу (Дмитровскому), сохранившему общение с РПЦ, а эстонские вл.Александру, вышедшему 20 октября 1942 из подчинения Москве. Однако такое двойственное положение продолжалось не очень долго - в сентябре 1944 Эстония была отбита Советским Союзом и 80 тысяч эстонцев выехало из страны, в том числе митрополит Александр и 23 священника. Оставшиеся были подчинены Московскому патриархату.

Уехавший синод ЭАПЦ эмигрировал в Стокгольм, где и обосновался, оставаясь в подчинении Константинопольского патриархата. К церкви принадлежало около 10 тысяч православных эстонцев, разъехавшихся по миру. В 1961 году Синод перестал существовать как единое целое, ее приходы были переподчинены местным епископам Константинопольского патриархата. 13 апреля 1978 года по требованию Русской Православной Церкви Вселенский Патриархат объявил Томос 1923 года, учреждавший автономную Эстонскую Церковь, недействительным. В самой Эстонии проходила массовая миграция русских, которые к 1990 и составили подавляющее большинство православных верующих.

После восстановления независимости Эстонии в 1991 году появилось и стремление восстановить и автономную церковь. Главой Таллиннской епархии в это время был Корнелий (Якобс). 11 августа 1993 г. Эстонский Департамент по делам религий зарегистрировал "Синод Эстонской Православной церкви в изгнании" как единственного законного правопреемника межвоенной Эстонской Апостольской Православной Церкви, хотя "Синод" не имел в стране юридических представителей (регистрацией занималась инициативная группа эстонцев, которые первоначально не имели связи с Синодом). Как законный правопреемник довоенной церкви, ЭАПЦ получила права на все довоенное церковное имущество. Епархия РПЦ, отказавшаяся регистрироваться под новым названием, не имеющим отношения к исторической ЭАПЦ, была зарегистрирована только в 2002 году (что создавало много проблем в церковной жизни). В 1994 году представители 54 (из 83) приходов подписалии петицию с просьбой принять их под омофор Константинопольского патриархата. 22 февраля 1996 года Священный Синод Вселенского Патриархата возобновил действие Томоса 1923 года и учредил автономную Церковь под своей юрисдикцией, назначив архиепископа Иоанна Финляндского местоблюстителем предстоятеля этой Церкви. Московский патриархат отреагировал быстро и решительно: он порвал отношения со Вселенской Патриархией и 23 февраля 1996 перестал поминать имя Вселенского патриарха на литургии. Однако, после ряда переговоров было достигнуто соглашение, что на территории Эстонии может существовать две юрисдикции, и приходы могу самостоятельно выбрать к какой из них принадлежать. Присоединившиеся к восстановленной ЭАПЦ 54 прихода насчитывают около 7 тысяч верующих, большая их часть эстонцы. Около 30 приходов, оставшихся в юрисдикции РПЦ объединяют более 100 тысяч верующих и Пюхтинский монастырь. 13 марта 1999 епископом ЭАПЦ был избран родившийся в Заире грек, епископ Назианзинский Стефан. В 2009 году ЭАПЦ разделена на 3 епархии (во главе двух новосозданных встали эстонец и русский). 26 мая 2011 года было решено, что с января 2012 года церковь переходит на новоюлианский календарь.

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ