назад ]

Краткая история Латвийской Православной Церкви


Распространение православия на территории современной Латвии началось довольно давно, его добровольно принимали отдельные группы людей, в основном общающиеся с русскими. От завоевания территории католическим орденом меченосцев и насильного насаждения католичества пострадали и православные, почти все центры православия были уничтожены, осталась и действовала на протяжении трех веков только одна церковь Святителя Николая в Риге. После попадания территории Латвии в зону влияния России началось и новое распространение православия. В 1836 в Риге было образовано православное викариатство. В это время как раз начался стихийный переход латышей из лютеранства (считавшейся ими немецкой верой) в православие (это было вызвано массовым голодом и подвалением волнений немецкой администрацией края, процесс происоединения латышей к православию сошел на нет к 1848 году), что вызвало недовольство немецких властей. В 1848 году на территории современной Лавтии существовало уже 98 православных церквей. В 1850 году Рижская епархия выделена из состава Псковской епархии. Согласно переписи населения 1897 года в латышских губрениях проживало 80 тысяч православных (вместе с единоверцами) с родным русским языком и 56 тысяч с родным латышским

Во время 1-ой мировой войны церковь пострадала от немецких оккупантов, затем от большевиков, потом была очередь Латышской республики, которая отняла значительную часть имущества церкви. При их же попустительстве православное имущество незаконно захватывалось католиками и лютеранами. В 1920 году из состава Рижской епархии была выделена Ревельская епархия, охватывавшая территорию Эстонской Республики. В начале власти Латвии противились назначению нового епископа в Ригу, и согласились на это только в 1920 году, когда церкви была предоставлена автономия, а во главе ее встал Иоанн (Поммер), латыш по национальности (занимавший ранее кафедры в России). На тот момент в Латвии было почти 139 тысяч православных, примерно треть из них - латышскоязычные. 21 июня 1921 года патриарх Тихон признал внутреннюю самостоятельность Латвийской православной церкви. Но и после прибытия Иоанна церковная жизнь не нормализовалась, церковь продолжалась притесняться, не регистрировалась Минюстом (регистрация и признание произошли в 1926, уже после того как архиепскоп Иоанн в 1925 году был избран в Сейм). В начале 30-х годов развернулось открытое гонение и преследование архиепископа, которое длилось несколько лет и завершилось трагически. Глава Латвийской Православной Церкви был зверски убит в 1934 году, и это преступление осталось нераскрытым. После этого пару лет церковь никем не окормлялась. Согласно переписи 1935 года в Латвии проживало более 174 тысяч православных (почти 9% населения, из них почти 58 тысяч латышей, чуть более 107 тысяч русских, 8,5 тысяч белорусов)

В феврале 1936 году церковь перешла под омофор Константинополя (под большим давлением латышских властей), где подтвердили ее автономный статус, и был избран ее новый глава. Для упрочения автономного статуса ЛПЦ было принято решение образовать два викариатства – Елгавское и Ерсикское. Митрополит Августин настоятельно требовал переводить богослужение во всех храмах Латвии на латышский язык, а при храмах, у которых были только русские приходы, открывать и латышские, но такое введение провалилось (также как и попытка в декабре 1936 перейти на новый стиль, который приняли только отдельные приходы; ныне новоюлианский клаендарь использует только Воскресенская латышская община в Риге). В межвоенный период в Латгалии существовало единоверческое благочиние и один единоверческий приход в Риге. Всего в Латвии было 152 православных прихода: 76 русских, 74 латышских, один немецкий и один эстонский. В 1940 году, после упразднения Латвийской республики советскими властями, Латвийская церковь вошла в состав Московской патриархии в качестве епархии в составе Прибалтийского экзархата, ее епископат принес раскаяние в грехе ракола и остался управлять епархией (март 1941). На этот момент в Латвии было 164 прихода, а общее число православных - около 240 тысяч человек. После немецкой оккупации митрополит Августин вновь объявил о возвращении ЛПЦ под омофор Константинополя, но его поддержао только 5 малочисленных латышских сельских прихода. 15 июля 1942 Августин был запрещен в священнослужении. Осенью 1944 года митрополит Августин (Петерсонс) эмигрировал в Германию, где в 1947 году провозгласил создание Латвийской Православной Церкви в изгнании (в юрисдикции Константинопольского Патриархата), но церковной деятельность из-за болезни занимался мало, скончался в 1955.

В советское время церковь продолжала страдать, было закрыто около 40 храмов. В конце 1940-ых действовало 133 православных прихода, из них 66 были латышскими (но служило всего 25 священников-латышей). До 1953 года из служивших в Латвии 122 священников было репресировано 64. Из-за притока населения из других частей СССР, росла доля русскоязычных как среди населения Латвии в целом, так и среди прихожан православной церкви. В 1964 году в епархии осталось только 97 приходов (59 русских, 13 латышских и 25 смешанных). На момент восстановления независимости Латвии православная церковь насчитывала 89 приходов. Чтобы получить право на реституцию собственности собственности было необходимо доказать преемственность с межвоенной латвийской церковью, для чего церковь обратилась в Москву с просьбой о восставновлении автономии. 29 декабря 1992 года в Риге был созван Вселатвийский Собор, который подтвердил назначение правящим Архипастырем епископа Александра и избрал в помощь правящему Архипастырю Синод Латвийской Православной Церкви, а также был оглашен полученный Томос об автономии. После Собора, в конце декабря 1992 года, Латвийская автономная Православная Церковь была зарегистрирована в Министерстве юстиции Латвийской Республики как правопреемник автономной Латвийской Православной Церкви до 1940 года. Кроме русских приходов в церкви есть несколько латышских приходов и три единоверческих прихода. Всего же в церкви на 2000 год было 110 приходов. 24 сентября 2001 года Собор ЛПЦ канонизировал сщмч. архиепископа Иоанна (Поммерса). На 2019 год церковь насчитывала 128 приходов (из них примерно 30 с латышским языком богослужения, преимущественно в сельской местности) и 91 священник. Число верующих сложно установить (зависит от методологии подсчета), с 2009 по 2017 год ЛПЦ в отчетах регулярно указывала 370 тысяч человек, в отчете 2018 года - 118 тысяч, Министерство Юстиции Латавии в 2019 указывает 250 тысяч человек; по опросам в 2018 году к православным относили сеья 26% населения страны (примерно 495 тысяч человек). В июне 2019 года Сейм Латвии принял поправку к закону о православной церкви, по которому ее иерархами могут быть только граждане Латвии, которые прожили в стране не менее 10 лет.

8 сентября 2022 года Сейм Латвии в срочном порядке внес поправки, внесенные президентом страны, в Закон "О Латвийской Православной церкви", устанавливающий автокефальный статус ЛПЦ и выводящий ЛПЦ из-под власти Московского патриархата. 20 октября 2022 года в Риге состоялся собор Латвийской православной церкви, на котором было принято обращение к патриарху РПЦ о даровании ЛПЦ статуса автокефальной церкви и было внесены соответствующие изменения в устав церкви (из 161 голосовавший "за" проголосовало 160, 1 - против).

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ