назад ]

Краткая история Русинской Греко-католической церкви


История русинской греко-католической церкви начинается в 1646 году, когда православный епископ Мукачева Василий Торосович и 63 священника епархии во главе с инициатором собрания иеромонахом Петром-Партением (будущим епископом) приняли унию с Римом в часовне Ужгородского замка. При этом акт заключения унии составлен не был, а сам собор священников проходил в тайне от паствы. Вплоть до 1664 ужгородская уния, несмотря на преследования православных со стороны властей, была очень непрочной, и даже до конца 17-го века православие доминировало в регионе. Только после окончательной ликвидации православной иерархии в 1733 уния полностью победила в Закарпатье.

Однако мукачевский епископ, несмотря на желание русинской церкви иметь собственную иерархию, более века был викарием латинского епископа Эгера. И только 19 сентября 1771, по настоянию императрицы Марии-Терезии, папа Климент XIV выделил Мукачево в самостоятельную греко-католическую епархию с подчинением ее Венгерскому примасу. В официально новообразованой епархии оказалось 711 приходов. В 1775 году епископ Андрей Бачинский перенес епархиальную кафедру из Мукачева в Ужгород, где через три года основал семинарию. В 1787 году епархии были переданы греко-католические приходы, которыми с 1651 года управлял Спишский латинский епископ (в некоторых областях - Хорехрони и Гемери - греко-католики продолжали починяться латинским епископам) .Из-за величины епархии и трудностей ее управления 27 июля того же года в составле епархии выделены три викариата - Марамурешский, Сатмарский и Кошицкий (на базе последнего в 1818 была создана новая, Прешовская епархия). На 1816 год имелось 729 приходов с 560 тысячами верующих.

После Первой Мировой войны обе епархии (Мукачевская и Прешовская) оказались на территории Чехословакии. С конца 19 века в Закарпатье начинается народное движение по возвращению в Правосдавие и в 1920-ых значительная часть русинов покинула унию. Однако Русинская Греко-Католическая Церковь продолжала играть важную роль в национальной самоидентитефикации русинов. После второй мировой войны (1945) большая часть Мукачевской епархии оказалась на территории СССР. Сразу начались преследования, епископы и священники арестовывались и ссылались, часть церкви ушла в подполье, а ее жизнь стала невидимой извне. В 1947 православный епископ Макарий был назначен управляющим по насильному присоединению греко-католиков к Русской Православной Церкви, которое он в 1950 завершил. До фактического падения советской власти в 1990 году греко-католики в Закарпатье действовали исключительно подпольно. За время существования Прешовской епархии в Чехословакии она стала этнически словацкой и русинское меньшинство было ущемляемо. 21 января 1991 на Мукачевская греко-католическая епархия во главе с тайным епископом Иваном Семедием вышла из подполья и получила папское подтверждение своего статуса. К 2007 церковь насчитывала 370 приходов (разделеных на два архидеканата - (Мукачевский и Ужгородский, а также Хустский епископский викариат) и 220 священников. Всего русин греко-католиков в Мукачевской епархии насчитывается 375 тысяч (по собственным данным), а по всему миру от 533 до 650 тысяч человек. Основная часть закарпатских греко-католиков проживает на западе и юге области, частично на севере. Кафедральный Крестовоздвиженский собор с резиденцией епископа находится в Ужгороде, в Мукачево строится второй кафедральный собор святых Кирилла и Мефодия. На окраине Ужгорода, в селе Минай, действует Ужгородская Богословская Академия им. блаженного Теодора Ромжи, а в Хусте семинария, являющаяся её филиалом. В Береговском районе имеется духовное училище для венгроговорящих греко-католиков. Действуют 4 василианских монастыря в Великом Березном, Имстичеве, Мукачеве и Бороняво.

Краткая история Византийской (Русинской) Греко-католической церкви

Русины, мигрировавшие в 19-ом веке в США, оседали преимущественно в шахтерских гродках штата Пеннсильвания. В 1884 году был создан первый греко-католический приход, организованный священником-галичанином. На тот момент разделения между украинской и русинской церквями не было. В 1894 году в США прибыли первые священники из Мукачевской и Прешовской епархий. К этому моменту существовало 30 греко-католических приходов. Негативный взгляд на русинов-униатов местного епископата и указ Ватикана от 1890 года, который запрещал служение в Америке женатым священникам, привели к тому, что часть приходов присоединилась к Православию (например к 1909 году о.Алексий Товт привел в Православие 15 приходов). В 1907 году был назначен епископ (украинец) для всех греко-католиков США. В 1913 году для русинов Америки был создан отдельный Апостольский Экзархат, возглавляемый тем же епископом Ортинским. Экзархат к этому времени насчитывал 152 прихода, 43 миссии и 154 служащих священника. Собственного епископа русины получили в 1924, им стал Василий Такач. В 20-ых годах значительная часть русин в США перешла из греко-католической церкви в Православие. Вскоре эта часть церкви стала называться Византийской (Русинской) Католической церковью. В 1963 в США русинский Апостольский Экзархат получил статус автономной церкви и преобразован в Митрополию Питтсбурга. Дополнительно из неё выделена епархия в Пассаике. В 1969 была создана еще одна епархия в Парме, а в 1981 - епархия Ван-Нуис. В 1969-1977 годах центр церкви был перенесен, было изменено и название на "Архиепархия Манхолл", но в 1977 возвращена в Питтсбург. Сейчас русин-католиков византийского обряда в Митрополии Питтсбурга насчитывается порядка 100 тысяч, имеется 229 приходов.

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ