[ назад ]Церковь Шотландии
Краткая история церкви:
Церковь Шотландии началом своей истории считает пришествие в Шотландию христианства (в католической его форме), однако ее нынешний вид - это последствие Шотландской Реформации, свершившейся в 1560 году. Серьезное движение за реформу церкви началось еще в 1557 году, которое закончилось заседанием Реформационного Парламента. 17 августа 1560 года было утверждено "Реформированное Исповедание веры", а 24 августа запрещена старая (католическая) вера (запрещено служить мессу). Таким образом Церковь Шотландии порвала отношения с Папой Римским, установлены два таинства. Однако собственность церкви изъята не была и до 1689 года вид церкви окончательно не был определен. Самым ярким реформатором, лидером всего движения, был ученик Кальвина Джон Нокс, некторое время пребыбвыший в ссылке в Женеве. Им был составлен и первый пресвитерианский служебник - "Книга о надлежащем порядке". Вернувшаяся из Франции королева Мария попыталась развернуть антипротестантскую политику, однако ей это не удалось. С 1563 года во главе церкви стоит избераемый Модератор, однако институт епископов, после непродолжительной отмены, вскоре был восстановлен. Попыткаввести подобие "Высокой церкви" в 1637 году вызвал в Шотландии бунт, вследствие чего вновь был уничтожен институт епископата и восстановленая пресвитерианская форма управления. В 1644 году было принято "Вестминстерское исповедание веры", окончательно утвержившее кальвинисткий дух церкви. После Реставрации монархии (1660) в очередной раз были в церковь назначены епископы, и только после свержения Стюартов (1689) пресвитерианская форма правланеия была окончательно утверждена законом и произошло окончательное размежевание с епископальной церковью. В 1711 году было установлено право патроната - крупные землевладельцы в своих приходах смогли назначать священников.
В 1733 году произошло первое церковное разделение, вызванное тем, что решения гражданского суда (в частности о праве назначения паторов) различались с судами церковными и насильно насаждались в церкви. Проблема патронажа со временем только усиливалась. В 1834 году впервые партия Евангелистов получила большинство в Генеральной Ассамблеи Церкви Шотландии. Они хотели провести "Закон о Вето", который был дал возможность прихожанам отклонить церковнослужителя, номинируемого патроном прихода. В том же 1834 первый приход отклонил подобного служителя, который подял аппеляцию в верховный гражданский суд Шотландии. Суд в 1838 году постановил, что "Закон о вето" нарушает права патрона, а Церковь была создана Государством, и от Парламента получила легитимацию. Церковь этого признавать не захотела, и в 1839, 1841 годах отлучила по семь священнослужителей, признавших власть гражданского суда высшим по отношению к суду церковному. Партия Евангеликов представила на суд парламента документ, который признавал гражданскую юрисдикцию над пожертвованиями, сделанными государством церкви, однако решал от подобных привилегий государства отказаться. В январе 1843 года Парламент предложение отклонил. В результате в мае 1843 произошел раскол и образовалась Свободная Церковь Шотландии.
Только в "Акте 1921 года о Церкви Шотландии" законодательно была установлена независимость ЦШ от гражданских властей во всех внутренних делах. Хотя ЦШ является национальной церковью, она не является государственной, т.е. связанной особыми узами с государством. Благодаря этому решению церкви удалось уврачевать один из расколов - объединившись в 1929 году с Объединенной Свободной Церковью Шотландии. ЦШ толерантно относится к различным взглядам, если они не противоречат основному учению, поэтому в 18-19-ом веках в церкви сложилось два направления - "евангелики" и "умеренные". В 1968 году церковь уравняла в правах женщин и их стали изберать пасторами (хотя впервые модератором женщина стала только в 2004).
Церковь является строго кальвинистской, верящей в предопределение; базой вероучения для нее является Библия и Вестминстерское исповедание веры (принятое в 1647 году), однако в вопросах, выходящих за эти рамки внутри церкви разрешена достаточно широкая свобода для интерпретации. "Книга о надлежащем порядке" используется при совершеннии крещения и причастия (двух признаваемых таинств), в остальном она дает только общие указания. Детей крестят в младенчестве, а причастие обычно бывает три-четыре раза в год, хотя ныне некоторые общины проводят его и раз месяц, и к нему допускаются христиане любой деноминации. Церковь (как и все от нее отколовшиеся) не использует литургическое богослужене, их богослужение сводится к попеременным молитвам/песнопениям (для песнопений также нет утвержденного песенника), которые завершаются проповедью. Однако богослужебные вольности внути церкви позволяют как весьма эксперементальные формы богослужения, так и литургическое богослужение. Церковь очень много сделала для распростанения грамотности, т.к. считала, что все должны уметь читать Библию, поэтому создавались общеобразовательные школы (которые были переданы государству во второй половине 19-го века).
Церковь в самой Шотландии известна просто под названием "The Kirk". Во время переписи населения 2001 года 42% жителей Шотландии назвали себя последователями ЦШ, однако согласно церковной статистике только 12% населения действительно являются ее прихожанами (ок. 600 тысяч человек). Церковь насчитывает примерно 1200 приходов с 1400 служителей. Также большинство похорон проводят служители именно этой церкви (обычно охватывая и более четверти неверующих шотландцев).
Церковь делилась на 12 Синодов (каждый возглавляет свой модератор), которые состоят из нескольких пресбиретий (от 3 до 6 в синоде, плюс несколько пресбителий, в синод не входящих, итого 49 пресбитерий). Соответственно было четыре уровня церковного суда - приходской, пресбитериальный, синодальный и Генеральная Ассамблея Церкви. В 1975 году территории пресбитерий были основательно изменены в соответствии с новым административным делением самой Шотландии. В начале 1990-ых, из-за падения значимости, были упразднены местные синоды, оставив только три уровня церковного суда, несколько пресбитерий объединились, умешьншив их количество до 46. Начиная с 2020 года начался процесс объединения пресбитерий, и в итоге на 2024 год их осталось 14 (с планом в ближайшие года сократить число пресбитерий до 12).
В XXI веке Церковь Шотландии начала стремительно сокращаться, число регулярных прихожан и вообще идентифицирующих себя с главной церковью Шотландии стало резко сокращаться, многие церкви были закрыты, приходы обхъединены и укрупнены, сократилось число местных синодов. На 2023 год церковь насчитывала уже только 1,136 приходов и 259 тысяч активных прихожан (однако в среднем воскресную службу посещало около 61 тысячи человек); также только около одного миллиона человек назвали себя приверженцами церкви во время социологических опросов (менее 20% населения). На 2022 год более 40% пасторов былс старше 60 лет, и лишь 5% младше 40 лет; в этот год во всей церкви было совершено 1820 крещений и 14215 отпеваний.
23 мая 2022 Генеральная ассабмлея проголосовала за блогасловение в браке однополых пар (274 за и 136 против; пасторы получили разрешения на такие благословения, но не обязаны из совершать).
Глава церкви
Модератор, избераемый на один год
Общество церковной службы
Движение внутри шотландской церкви образовано в 1865 году. Основным интересом общества являются принципы реформированного богослужения, а целью - улучшение качества богослужения в Церкви Шотландии. Общество занимается изучанием литургического наследия, а также внедряет свои знания в церковной практике. Фактически общество является аналогом пресвитерианской "высокой церкви".
Общество Шотландской церкви
(Scottish Church Society) Общество создано в 1892 году членами "Общества церковной службы". Однако целью общества является не пропаганда литургии, а высокоцерковную, иногда называемую Шотландско-католический (Scoto-Catholic) теологический подход к церкви. Общество является достаточно влиятельным - его представители 12 раз становились модераторами Церкви Шотландии.
[ назад ]