назад ]

Лужковское согласие


Краткая история согласия

Лужковцы, это толк беглопоповцев, возникший в 1822 г. в стародубском посаде Лужки (отсюда и название) Черниговской губернии, после того как 26 марта 1822 г. правительство Александра I наконец разрешило старообрядцам иметь у себя беглых от господствующей церкви попов, но при условии, чтобы в приходах велись метрики. В то время как большинство поповцев приняли этот указ, лужковцы отказались его исполнять. Они признавали истинным только тайное священство и уклонялись от ведения метрических книг. Также они восстали против приношения на проскомидии просфоры за Царя. При создании белокриницкой иерархии, лужковцы не признали власть митр. Амвросия и по-прежнему продолжали принимать священство от новообрядцев. Лужковцы оставались совершенно без попов, пока к ним не перешел отпавший от белокриницкой иерархии священник Павел тульский (таким образом. будучи формально беглопоповцами с 1822 по 1850? года фактически попа не имели). Поскольку другого священника у них не было, то Павел был принят без всякого исправления, а только через проклятие ересей. Таким образом и явилось у них свое лужковское священство, а лужковское согласие называлось какое-то время "тульским согласием". Их попы уже стали принимать вторым чином приходящих к ним иереев. Однако принятых им от новообрядческой церкви двух священников (о. Димитрия Беляева и о. Петра Березовского) признали не все лужковцы (не признали проживавшие в Черниговской губ.), так как те были в господствующей церкви рукоположены в попы архиереями из явных обливанцев. 30 июня 1885 г. в с. Берендино Московской губ. состоялся собор лужковцев, на котором был поставлен вопрос, спасительно ли вообще священство, переходящее от никониан. Определенного решения по этому вопросу собор не вынес. Однако не признавшие принятых Павлом священников сами приняли к себе от новообрядческой церкви о. Бориса. Однако поскольку "исправить" его было некому, то принятие прошло третьим чином, только через проклятие ересей. В дальнейшем положение беглопоповцев осложнилось еще и тем, что в их среде возникли еще две партии - "димитровцев" и "петровцев", которые считали законными только священников, ведущих преемство либо от о. Димитрия, либо от о. Петра. Эти партии не допускали между собой литургического общения. Была еще и третья партия, вероятно из лужковцев, которая запрещала общение с теми беглопоповцами, которые прививали оспу и записывались в метрики. Распространились в Курской и Черниговской губ. на Урале, в Молдавии, на Дону и в Гуслицах. При советской власти их священство вскоре было уничтожено и лужковцы либо влились в белокриницкую церковь, либо стали беспоповцами (так в подмосковных Гуслицах, оставшись без священников, превратились в беспоповцев). Они до сих пор встречаются в Орехово-Зуевском, Вознесенском, Павлово-Посадском районах и прямо называют себя беспоповцами, хотя сохраняют предания об "истинных" священниках перв. пол. 19 в. Местное их прозвище - "лужкены". Они обращаются для венчания в новообрядческую церковь, но крестят детей и погребают умерших сами. Новых членов из новообрядческой церкви принимают т. н. третьим чином, т.е. через отречение от ересей.)

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ