[ назад ]Часовенное согласие
Краткая история:
Часовенные - старообрядческое согласие, сперва выделившееся в качестве отдельной беглопоповской группы, а с начала 19-го века, в результате усилившихся гонений царя Николая I, оставшихся без священства. В результате Часовенное согласие превратилось в беспоповское согласие по форме, однако по самосознанию осталось скорее поповского типа. Часовенные сформировались из нескольких мигрантских потоков, пришедших их Европейской части России (так, в 1720-ых годах основная часть предков часовенных пришла на Урал из нижегородских лесов).
Духовным основателем будущего часовенного согласия стал священноинок Никифор, который покинул Керженец со многими староверами и поселился на Урале. Причиной размежевания с кержицкими отцами было, по мнению Никиформа, принятие любых священников без разбора, не выясняя, кто кем рукоположен. Никифор и его последователи занялись выяснением, какие епископы заведомо были крещены в три погружения и рукоположены также крещенными в три погружения епископами. После принятия на Ветке епископа Епифания недоверие к европейским беглопоповцам только возросло. В 1725 году в Нижнем Тагиле Никифором был принят священник Иоанн, а затем еще ряд священников. Однако после смерти последнего из них - о. Иакова - в 1754 уральские старообрядцы впервые остались без священства. Когда к ним пришел священник Петр, его уже некому было "исправить". Тогда, по соборному решению, он "чрез три молебныя пения принял на себя священныя ризы и стал священнодействовать". Вскоре после его смерти удалось найти священника Иродиона, которого признали имеющим преемственную "исправу", восходящую к священноиноку Иякову. В 1776 благодатными епископами, от которых можно было принимать священнков, были только рязанский и грузинский. От Иродиона приняли "исправу" еще ряд священников. Последний из принятых священников, о. Архиппа из Нижнего Тагила, скончался в 1825 г. и его смертью в уральские старообрядцы окончательно остались без священства.
Еще при наличии священников, однако из-за их малочисленности и труднодоступности, постепенно усиливалась роль нерукоположенных, но руководящих богослужением "дьяков", или "стариков" (отсюда название согласия, используемая синодальными миссионерами - "стариковщина"). После исчезновения священства пятнадцать лет продолжались поиски нового действительного священника. Под угрозой лишения социальных и экономических прав большая часть екатеринбургских купцов, руководителей беглопоповского общества старообрядцев Сибирского края в 1838 году присоединилась к единоверию, но основная масса старообрядцев за ними не последовала. 13 ноября 1840 Тюменский собор часовенных отказался от приема священников. Исправление треб перешло к наставникам-старикам и уставщикам, избираемым общиной. Старики действовали как миряне, они не имели права читать молитвы, которые полагалось произносить священнику при богослужении и при совершении таинств. Но, даже перейдя к беспоповской практике, вероучение согласия часовенных продолжало отрицать догмат о полном пресечении истинного священства после реформ патриарха Никона. С появлением белокриницкой иерархии, небольшая часть часовенных общин ее приняла, но большинство верующих ее отвергло. Также часовенные не приняли беспоповской практики перекрещивания, и принимали верующих (крещеных трехпогружательно) третьим чином.
В 1903 году на территории новообрядной Екатеринбургской епархии проживало 33 тысячи часовенных, а в 1912 уже более 50 тысяч (87-89% всех староверов края). Первый после закона 1905 года съезд (собор) часовенных проходил в с. Сосновая Маза под Хвалынском 7 февраля 1910 (было решено молиться за царя, приходящих перекрещивать в том случае только, если не докажут, что крещены в три погружения во имя Святыя Троицы). Второй съезд, провозгласивший себя первым всероссийским, состоялся 25-29 сентября 1911 года в Екатеринбурге, следующие в январе 1912 и мае 1913, на которых обсуждались насущные вопросы. Советская власть, как и по всем верующим, ударила и по часовенным - массовые гонения на скитских-часовенных с середины 1930 годов привели к тому, что они в большом количестве переместились на восток от Урала, в том числе на Енисей, где они жили в относительном спокойствии до 1951 года, когда большинство их скитов было уничтожено войсками МВД с применением авиации, минометов и т.п. В связи с этими драматическими обстоятельствами Ангарский собор часовенных в 1957 году специальным постановлением разрешил принимать от кадровых пищу тем, кто находился в заключении. Традиционно часовенные делились на два направления ("куста") - заводской (более крупный и либеральный) и сельский (более консервативный). Среди сельских часовенных крайне резко выражено неприятие телевидения, радио, употребления кофе, чая и т.п. Долгое время принимались лишь переписанные от руки книги, однако с недавних пор они стали пользоваться и ксерокопиями. Наиболее авторитетный центр пермских (в основной массе "заводских") часовенных - храм и женский скит в д. Захарове в 10 км от г. Лысьва. В храме совершается полный круг богослужения (что для храмов часовенных - редкость). Крупные и крепкие общины есть в Пермской области также в пос. Кын Лысьвенского района и в г. Добрянка. Центр часовенных екатеринбургского региона (также в основном "заводских") - Невьянск, где находится "часовня часовенных" (как ее называют горожане) на городском кладбище. "Кафедральной" часовней считается часовня в п. Лая Свердловской области. Влиятельна также община в Нижнем Тагиле. Тюменские часовенные (в основном, "сельские") живут в Тюмени, Ялуторовске, Заводоуковске, в Укоровском районе и др. Все общины часовенных совершенно независимы друг от друга, но считают друг друга братскими и в случае нужды и возможности помогают друг другу. Централизованная организация так и не была создана.
Издавна в часовенной среде особую роль играли скиты, бывшие духовными центрами согласия. Так в лесах Висимо-Шайтанского завода, по сведениям миссионеров, в начале XX века насчитывалось 11 скитов. В 1937-1940 годах бежавшие от коллективизации часовенные обосновались на берегах реки Дубчес, где были обнаружены и разгромлены в 1951. После амнистии 1954 скиты были восстановлены. После падения советской власти жизнь скитов сильно оживилась (в начале 90-ых жило ок. 350 человек, ныне более 3000), начали приезжать и часовенные из США. По-прежнему в согласии развито иночество и отшельничество. Основной регион компактного проживания часовенных - Забайкалье и Тува, меньше их на востоке Урала и в Сибири. Несколько общин часовенных есть и в США (штаты Орегон и Аляска), Бразилии.
Руководитель Дубчесских скитов, игумен:
о. Симеон (Лаптев) (1940-1951)
о.Антоний (Людиновсков) (1954 - начало 1970=ых)
о. Михаил (начало 1970=ых -
[ назад ]