назад ]

Сретенско-Преображенское содружество малых братств


Краткая история движения

Ю.С. Кочетков (ныне - священник Георгий Кочетков) с 1970 года занимался систематической миссией и катехизацией взрослых людей, в т.ч. и в Ленинграде во время обучения в духовной академии в 1980-83 гг., за что был отчислен с последнего курса академии по инициативе уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР. С мая 1988 служил диаконом в Христорождественском храме села Заозерье Московской области. В 1988 году, еще подпольно, при советской власти, основал Свято-Филаретовский институт. 24 сентября 1989 митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием рукоположен во пресвитеры. Был настоятелем Троицкого храма в г. Электроугли Московской области (1989-1990). В 1990 году окончил последний, 4-й, курс на заочном отделении Московской духовной академии. Его работа «Таинственное введение в православную катехетику» была защищена в качестве магистерской диссертации в Париже в Свято-Сергиевском богословском институте в 1993 году.
С 70-х годов вокруг отца Георгия собирается круг православных христиан, цель которых - содействие возрождению православной церкви, в т.ч. через возрождение православной общины и православного братства. В 1990 году они создают просветительско-благотворительное братство Сретение, которое добилось передачи Русской православной церкви нескольких московских храмов. Все эти храмы братство восстанавливало, приводило в порядок, добивалось того, чтобы в них начались регулярные богослужения. В 1990-1994 г. духовный попечитель братства, о. Георгий Кочетков, был настоятелем первого из открытых братством храмов - Владимирского собора бывшего Сретенского монастыря в Москве, а затем и другого – церкви Успения в Печатников. В 1993 указом Патриарха Алексия II Сретенский собор был передан подворью Псково-Печерского монастыря. Община Владимирского собора была перемещена в другой открытый при содействии братства храм - Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках у Сретенских ворот. В 1997, вследствие спровоцированной оппонентами братства острой конфликтной ситуации в Успенском храме, отец Георгий был запрещён в служении и снят с должности настоятеля прихода Патриархом Алексием II. 12 марта 2000 Патриарх Алексий II своим Указом снял прещения со священника Георгия Кочеткова и с двенадцати его прихожан; 15 марта управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий (Фомин) совершил акт примирения. С 2003 года отец Георгий служит в Новодевичьем монастыре г. Москвы, сослужа митр. Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. В богослужении обычно участвуют представители Преображенского содружества.
Члены Содружества считают необходимым возрождение общинной экклезиологии (по меткому выражению о. Виталия Борового), т.е. такого образа жизни в церкви, когда братья и сёстры являются таковыми не только по наименованию, но и в реальной повседневной жизни. Это не предполагает обязательной совместной жизни, как в монастыре: главное - соучастие в жизни друг друга в любви и доверии. Формы такого соучастия могут быть самыми разными. В миру общинно-братская жизнь, как правило, выражается, в русле традиции новомучеников и исповедников XX века (покаяльные семьи прихода оо. Алексия и Сергия Мечевых, община архим. Сергия (Савельева) и т.д.), в дополняющих обычную жизнь на приходе регулярных встречах небольших групп (общин) для совместной молитвы, чтения Писания, обсуждения насущных проблем церковной жизни, праздничных трапез после литургии (традиционных в православии агап). Для ведения встреч общинниками избирается старший, однако он не является иерархическим лицом: такие общины принципиально неиерархичны.
Содружество выступает за такие особенности богослужения, как чтение священнических молитв вслух, обязательная проповедь после чтения Писания, общенародное пение и др. Эти связанные с богатым опытом миссионерства и катехизации особенности, так же как и стремление к русификации богослужения, были характерны для службы в храмах, возвращенных церкви благодаря Содружеству, а также для служащихся и ныне в часовне СФИ вечерни и утрени. С 2002 Содружество издает газету «КИФА». Во время богослужения члены Содружества молятся, используя переводы на русский язык, последнее время – из шеститомного собрания богослужебных чинов, изданных Свято-Филаретовским институтом в 2008 году, желая, по их словам, молиться «не только сердцем, но и умом.
Члены Преображенского содружества есть не только в Москве, но и в Архангельске (Свято-Архангельское братство, главный центр - храм Сретения Господня в селе Заостровье, настоятель о.Иоанн Привалов), Твери, Воронеже и некоторых других городах. Обычно они собираются в небольшие братства, которые так и называют: малые православные братства.
В тверской области сторонники общины создали Боголюбское и Спасское братства. После продолжительного конфликта с епархиальными властями, 25 февраля 2007 года все приверженцы двух братств (около ста человек, включая детей) были отлучены от причастия на территории Тверской епархии без указания канонических причин. В мае 2007 года прещения были сняты. Последнее время различные культурно-просветительские встречи, которые проводит братство для жителей города, обычно проходят по благословению правящего архиерея.
В марте 2007 году в Гомеле (Беларусь) сотрудники КГБ провели трёхчасовой обыск помещения (частной квартиры), в котором проходили собрания гомельского братства (насчитывающего порядка 15 человек).

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ