назад ]

Беседники


Краткая история движения

Движение "беседников" появилось в Поволжье. Первоначальное отношение официальной Русской Православной Церкви было к нему практически однозначно отрицательным, несмотря на то что именно св. Серафим Саровский, по убеждению беседников, был основателем их учения. Через последовательницу-мирянку этого русского святого принял в 1835 году старчество от преподобного Серафима первый самарский старец Василий Щеглов (1790-1854). В 40-х годах прошлого века он прибыл проповедовать в села севернее Самары. Василий Щеглов проводил с местными самарскими крестьянами домашние духовные собрания-беседки, откуда и пошло местное наименование его последователей. Основа учения самарских беседников - безусловная трезвость, включая и "трезвость ума", а также строгое воздержание и бесстрастие. Во второй половине ХIХ века традиция беседничества охватила всю северную часть Самарской и многие соседние губернии - Оренбургскую, Пензенскую, Симбирскую, частично Саратовскую. В 80-х годах общая численность православных, находящихся под влиянием беседников, превысила 100 тыс. человек. Во многом это влияние определялось деятельностью преемницы Щеглова - старицы Анастасии Керовой. По настоянию церковных властей она вынуждена была отречься от присвоенного ею права учительства. Затем ее постригли под именем Марии и в 1891 году насильно сослали в Суздальский Покровский женский монастырь. После принятых жестких мер самарское беседничество заметно снизило свою публичную активность и большей частью ушло в подполье, которое продолжалось практически весь оставшийся период до 1917 года и послереволюционные десятилетия. В начале XX века центр движения переместился в с. Красные Ключи Похвистневского района Самарской губернии.
Он еще в начале 90-х годов не только вывел своих единомышленников из фактически полуподпольного состояния, в котором община беседников пребывала практически в течение всего ХХ века, но и легализовал его: в 1997 году в управлении юстиции администрации Самарской области зарегистрирована общественная организация "Благотворительное общество православных беседников села Красные Ключи".
Сегодня благодаря подвижничеству отца Павла Алексахина и его сторонников общины беседников в губернии имеются в Самаре, селениях Красноярского, Борского, Похвистневского и других районов области. Строгих последователей этого аскетического учения, вероятно, несколько сотен человек. А в целом под влиянием беседников находится свыше тысячи верующих Русской Православной Церкви (сами беседники говорят о 8 тысячах человек).
Учение беседников сохраняет до сих пор своеобразную идеологию самодостаточности и праведности крестьянина-пахаря. Отец Павел Алексахин с конца 90-х годов вел линию на избавление от всего неканоничного, в чем его могли бы упрекнуть руководители Церкви. В конце концов он и его последователи даже отказались от данного им когда-то в народе названия "беседников", переименовав свою общественную организацию в "Православное братство и сестричество храма Михаила Архангела". В декабре 1999 г. Патриарх одобрил решение о местной в Самаре канонизации старосты церк. общины с. Чагры Петра Колпакова (одного из Старцев). Мощи его недавно захоронены на территории храма Михаила Архангела в Красных ключах.

Старцы:

1. Василий Никифорович Щеглов (1836-1854)
2. Анастасия Кузьминична Керова (1854-1906)
3. Дмитрий Семенович Бахмутов (1906-1909)
4. Яков Иванович Сыскин (19091911) 5. Петр Иванович Колпаков (1911-1925)
6. Георгий Георгиевич Мигачев (1926-1929)
7. иерей Сергий Филиппович Космиров (1929-1964)
8. Степан Иванович Кондратьев (1964-1978)
9. протоиерей Павел Васильевич Алексахин (1978 - апреля 2008)
10.

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ