назад ]

Православная Автокефальная Церковь Охрида (1018-1767)


Глава церкви - Архиепископ Охридский.

Краткая история церкви

Независимое архиепископство это остаток Болгарской православной церкви, которая потеряла национальный характер с разгромом болгарского царства в 1018 году. Этот год считается и основанием Охридского архиепископства. В состав архиепископии входили болгарские епархий, епархии сербских, албанских земель, Эпира и Фессалии. Границы архиепископии остались теми же, что и при болгарском царстве (времен его расцвета при Самуиле). Всего количество епархий достигало 31. Таким образом, Охрид стал значительным центром православной культуры, пропагандирующий славянскую ветвь православия. Однако толерантность Византийской империи по отношению к славянам закончилась со смертью императора Василия (1025), после чего на кафедры стали ставиться греческие епископы, проводящие политику ассимиляции славянского населения с греками. После восстановления Болгарской православной церкви часть земель перешла в ее ведение, однако Охридская церковь также пользовалась значительным уважением со стороны царей Болгарии. Но сам Охрид находился на территории, которую контролировали сербские владыки и будучи независимым от Трнова в большей степени отвечал национальным интересам сербов. Однако тоже не до конца - при создании Сербской церкви Охрид не влился в нее, но остался автокефальным (хотя опять потерял часть епархий).

Со смертью князя Стреза (1215) Охрид потерял часть южные епархии Меглена и Струмицы (так как само княжество было разделено между Фессалониками и Эпиром). После того как Охрид попал в руки Эпирского деспота Феодора вновь начался период подъема, когда патриарх Константинополя попытался упразднить автокефалию, но деспот и архиепископ активно этому воспротивились, и Охриду даже удалось вернуть кое-какие епархии (Скопье, Сер, Сервис). Во внутренней борьбе между греческими и славянскими епископами победу одержали славянские (как ни странно при поддержке грека Феодора Комнина), которые в итоге изгнали греков и заместили их новыми славянскими епископами. Создание и расширение сербского государства в начале отняло часть епархий у Охрида, а потом в нем оказалось две автокефальные церкви. Во время правления Душана глава церкви свободно выбирался епископами и светская власть не оказывала давления на меньшую православную церковь.

В 14-ом веке церковь начинает постепенно попадать под власть турок. В начале турки захватывают Македонию, а в 1408 году и Охрид оказывается на их территории. В начале 15-го века Софийская и Видинская епархии были отторжены от Константинопольской церкви и переданы Охридской. В середине века Валашская и Молдовская церкви вошли в состав архиепископии, а позже и православные общины Далматии и Италии. Не смотря на расширение турки наносили церкви огромный ущерб, разоряя страну и обнищая архиепископию. Кроме того, активно проводилась исламизация края. После восстановления Сербской патриархии в 1557 году не только старые сербские епархии вошли в ее состав, но и некоторые исконно Охридские, например Скопье, Мордозов, Разлог. К середине 18-го века долги архиепископии были очень велики. Патриарх Константинополя смог убедить султана, что независимые церкви среди нелояльных славян вредны и опасны, да еще и не платежеспособны. Под давлением султана последний архиепископ 17 мая 1767 г. подписал акт о своей отставке, что означало конец автокефалии.

Охридская церковь интересна тем, что не являлась национальной церковью, но лишь временами исполняла подобную роль. В начале своего существования и затем в 15 веках церковь была подвижником болгарской национальной политики, затем некоторое время сербской, обычно же представляло интересы различных славян, находящихся на ее территории. Но и не только славян, но и греков, албанцев, румын.

Иерархия

Авалонская епархия
Бератская епархия
Велешкская епархия
Веденская епархия
Гребенская епархия
Горомокенская епархия

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ