назад ]

Иннокентьевцы

Краткая история общины

Создалетем данной религиозной группы являлся Иеромонах Иннокентий (в миру Иван Левизор), насельник Феодосовского монастыря в Балте. В мае 1908 года было организовано перенесение мощей о. Феодосия в один из храмов монастыря, и при множестве паломников о.Иннокентий инсценировал чудеса исцеления. Вскоре он начинает говорить о своих видениях, в которых беседует с самим Иисусом Христом. Количество почитателей о.Иннокентия быстро ширилось, а через некоторое вермя он объявил себя исполненным Святым Духом (а затем и воплощением Святого духа). В 1909 году в Балту прибыла специальная комиссия Св. Синода для расследования "балтского движения", в результате чего о.Иннокентий был переведен сперва в Каменец-Подольск, а в 1912 году - в Муромский монастырь (ныне Вологодская область) под строгий надзор. В декабре 1912 года тысячи людей людей начали продавать имущество и переселяться к монастырю, чтобы освободить из заточения о.Иннокентия (сотни из них скончались). 5 феврале 1913 года толпа в 800 человек осадили монастырь и потребовали выдать им Иннокентия, что и было сделано. Однако через несколько дней г. Каргополе Иннокентий был вновь арестован, а затем перенаправлен в Соловетский монастырь.

Преодолев обратный путь пешком, его последователи о.Иннокентия начали сроить "Райский сад" ("Новый Иерусалим") — гигансткий подземный монастырь (ныне находится на территории села Липецкое, Котовский район Одесской области, Украина), строительство которого было завершено в мае 1913 года. В апреле 1917 года о.Иннокентий возвращается в Липецкое и снова начинает активную проповедническую деятельность. Однако такого размаха, как за несколько лет до того, движению уже достичь не удалось, в рядах иннокентьевцев начались ссоры и склоки. 30 декабря 1917 году Иннокентий был убит (согласно советской историографии в пьяной драке одним из собственных "апостолов", согласно другим данным - кем-то отравлен), власть в монастыре и над большей частью иннокентьевцев получил завещанию самого о.Иннокенитя его брат Семен Левизор. Меньшая часть откололась и свои лидером признала одного из "апостолов" - Зиновия Гиштимульт. Советская власть в сентябре 1920 года закрыла поздемный монастырь "Райский сад", засыпав его, а в начале 1921 года группа руководителей иннокентьевцев во главе с Семеном Левизором были расстреляны в Одессе.

Руководство в самой большой из групп последователей Иннокентия, которая находилась на территории Бессарабии (с 1918 года входившей в состав Румынии) перешло к братьям Ивану и Александру Кулякам. Иван объявил себя "татуней" Иоанном, Александр - Михаилом Архангелом, их третий их брат был в последствии объявлен Георгием Победоносцем, а сожительница Александра - Девой Марией. В этот период в Бессарабии возникает широкое подполье иннокентьевцев, оборудуются подземные жилища для проповедников, места для молений; действовали и независимые от Куляков "татуни". Румынские иннокентьевцы разделили территорию страны на четыре округа, каждый из которых возглавлял один из братьев Куляков. По подсчетам исследователей на территории Румынии в межвоенное время действовало до 130 иннокентьевских общин. Татуня Иона (Иоанн) Куляк фактически возглавлял общину до своей смерти в 1945 году. Так в 1945-46 годах в Бельцах создалась община иннокентьевцев с ярко выраженным монархическим характером (двое из монахов выдавали себя за уцелевших царевича Алексея и Великую княгиню Анастасию). Установление советской власти в Молдове и Румынии сильно ударило по иннокентьевцам, которые подверглись мощным преследованиям

Для иннокентьевцев супружество является препятствием на пути к святой жизни, образование явлется "греховным делом", а динственный способ подготовки к грядущему Концу Света иннокеньевцы видели в ликвидации всего имущества и бегстве от мира. Различные небольшие группы иннокентьевцев из-за своих специфических обрядов (экстатических радений, а также практики оголения во время радений) то и дело попадали в неприятные истории (устраивали публичные драки, ущерб имущества, даже убийства). При этом они продолжают считать себя православными - используют иконы (в том числе собственного письма), техперстно крестятся, некоторые группы имеют своих священников, богослужение совершается на церковнославянском языке.

Ныне в с.Куйбышевское (Котовский район) существует монастырь "Новый рай" (создан еще в конце 1924 года Василием Панаитой, летом 1926 года все его насельники были арестованы), в котором подвизается единственная старая монахиня Серафима (ранее была монахиней в РПЦ). В селе имеется иннокентиевский храм, который окормляют какие-то священники (сперва отец Нектария, он же архимандрит Никодим, скончавшийся в 2007 году, затем священник Памва, и с 2010 года игумен Киприан, который в 2013 году был рукоположен епископом в Истинно-Православной церкви Киево-Русской митрополии); используются иконы, на которых Иннокентий изображен в качестве третьего члена Святой Троицы. Последователи Иннокентия (не связанные друг с другом общины) проживают в Батлском районе Молдавии, а также на юге Украины (Одесска, Херсонская области).

Райский сад - сайт общины Свято-Никольского Братства Райкого Сада (рус., рум.)

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ