назад ]

Краткая история Старостильной Православной Церкви Румынии


(Biserica Ortodoxă de Stil Vechi din România)
В 1924 году митрополит Румынии Мирон провел в Румынской православной церкви календарную реформу (ввел ново-юлианский календарь вместо юлианского). Эта инновация была практически без протестов принята большинством румын (против был только один епископ, вскоре переехавший в Париж, да незначительное число священников). Старому календарю воспротивилось только шесть из примерно двух тысяч монахов Нямецкого монастыря, которые проживали в дочернем намяцком Покровском скиту в северной Молдавии, возглавляемом иеромонахом Глихерием (Танасом). В ноябре 1925 о.Глихерий вместе со своим сподвижником Давидом (Бидаску) вынуждены были покинуть скит и переехать в Корои Равин, где на зиму построили избушку, а в следующем году избушку побольше вместе с часовней. За это время к ним присоединились иеромонах Памву и два брата - Вениамин и Галактион. В 1926 и 1929 румынский патриарх Мирон приказывал праздновать пасху по римо-католической пасхалии, что вызвало в Румынии волну протеста. Бесарабский митрополит Гурий открыто критиковал патриарха и приказал в своей митрополии пасху праздновать по юлианскому календарю. Проигнорировали эти решения патриарха и русское духовенство Бухареста, опекавшее белоэмигрантов. Недовольные такой политикой румыны начали приходить в старостильную церковь. С 1930 года развернулось строительство храмов. К 1936 году иеромонах Глихерий, возглавлявший старостильное движение, построил около 40 церквей, преимущественно в Молдавии. В 1936 о.Глихерий вместе с двумя монахами поехал в Грецию, надеясь получить епископское посвящение, но их быстро выслали из страны. Еще в 1935, по просьбе патриарха Мирона, начались разрушаться старостильные церкви, а священники сажаться в тюрьму. За 1935-1939 десять из них умерло в тюрьме или было убито. К 1940 все церкви старокалендаристов были разрушены, а их глава о.Глихерий находился в заключении в монастыре. С началом 2-ой мировой войны старостильники были отпущены из тюрем и бежали в леса. В 1947 о.Глихерий начал строительство Слатиоарского монастыря, который должен был стать центром румынских старостильников. В этом же году был основан и женский монастырь. Церковь была зарегистрирована под названием "Традиционная Православная Церковь Востока".

К 1950 почти все разрушенные церкви и монастыри были восстановлены. Коммунистические власти, на первых порах предоставившие старостильникам относительную свободу, в 1952 году начали церковь преследовать - арестовывать священников и монахов (арестованы были все насельники Слатиоарского монастыря), разрушать церкви (правда за все время советская власть разрушила только восемь храмов, значительно меньше, чем при румынской монархии). Но из-за отсутствия епископов некому было посвящать священников, которых церкви очень не хватало (всего трое человек имели иерейский сан). Поэтому было решено предложить руководство церковью ушедшему в отставку митрополиту Галактиону (Кодруну), который ранее протестовал против принятия нового календаря. В апреле 1955 года митрополит Галактион принял предложение и перешел к старостильникам. К этому времени у старостильников осталось только три священника. Почти сразу м.Галактион поехал в Молдавию, где посвятил несколько священников и дьяконов. Однако уже в ноябре 1955 митрополит был впервые арестован. Из заключения в монастыре его похитили сами старостильники, но не свободе митрополит пробыл недолго (все время посвящая новых священников). В итоге он решил единолично посвятить епископа. Им стал о.Евлогий, затем они вдвоем посвятили во епископы о.Мефодия, а потом уже втроем посвятили о.Глихерия, которого Галактион и назвал своим преемником. Митрополит Галактион умер в 1957 и был похоронен в Слатиоарском монастыре, а главой церкви стал епископ Глихерий. Гонения на церковь продолжались и многие священники то и дело попадали в заключение. В 1977-78 годах епископ Косьма заново отстроил Слатиоарский монастырь, разрушенный коммунистическими властями. В 1983 году Глихерий заболел, и хотя наместник не был назначен, лидерство в церкви взял на себя епископ Сильвестр. В середине 70-ых церковь насчитывала 12 иеромонахов (большая часть жила в монастыре Слатиоары), 45 женатых священников (некоторые приходы имели по два священника), 5 диаконов, три мужских монастыря с 110 монахами и три женских монастыря с почти двумя стами монахинь, еще около сотни монахинь подвизались при приходах.

Еще в 1977 Румынские старостильники вошли в общение с Каллистовским синодом греческих старостильников, а после многочисленных перетасовок, в конце концов сохранили общение с синодом Кипрана. В 1992 году окончательно отделился епископ Косьма, образовавший Румынскую Истинную (Старостильную) Православную церковь. В 1997 останки Глихерия были эксгумированы и оказалось, что они не подвержены тлению. Синод Власия провозгласил Глихерия святым. Сейчас церковь насчитывает 130 церквей, 160 священников, 26 дьяконов, 290 монахов и 510 монахинь, число ее последователей по разным данным колеблется от 2 до 3 миллионов, при этом во время переписи 1992 года старостильниками себя назвало 32 тысячи человек, в 2010 году - порядка 500 тысяч. Наибольшая процентная концентрация старостильников приходится на жудец Тулча.

В 2021-2022 году в церкви разразился конфликт, который закончился фактическим разделением на две группы. Большая часть членов Синода обвинили митрополита Власия в том, что он уже долгое время сожительствует с женщиной (схимонахиней Рафаэлой), не выполняет свои обязанности митрополита (не сослужит с другими иерархами и не является на заседания Синода), отказывается переехать в Слатиоарский монастырь и жать там монашеской жизнью, а также обвинили в сергианской ереси (за то, что своим распоряжением указал следовать всем государственным распоряжениям, связанным с пандемийными ограничениями, даже если они противоречат церковной традиции). В свою очередь Власий обвинил остальных членов Синода в непотизме и принадлежности к оккультной организации. В итоге 8 марта 2021 года было принято Синодальное решение, по которому все обязанности по руководству церковью переходят в ведение Синода. 29 декабря 2021 года Синод отстраняет митрополита Власия от всех должностей, оставляя только членом Синода (но без права голоса). 7 февраля 2022 года на Национальном Соборе митрополит Власий был отстранен и новым митрополитом был избран Демосфен. В ответ митрополит Власий данного решения не признал и подал против Синода два судебных иска в гражданский суд. 26 мая 2022 Синод изверг митрополита Власия из сана. Митрополит Власий продолжает служить и считать себя митрополитом. Предположительно большая часть приходов поддержала Синод и митрополита Демосфена, меньшая - митрополита Власия, однако точное их число и пропорции неизвестны.
Вскоре после смены руководства СПЦР в ереси киприанитства были обвинены братские юрисдикции Греции, России и Болгарии и с ними было разорвано евхаристическое единство (публично подтверждено было 14 августа 2022 года). 19 октября 2022 года была принята Синодальная энциклика о новых технологиях, в которой церковь объявила о полном непризнании идентификационных документов с чипами; любых форм электронной идентификции людей (QR-коды, бар-коды), считая их печатями Антихриста; вакцинацию, генную терапию и генную инженерю и прочие вмешательство в порядок, установленный человеку Богом.

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ