назад ]

Польская национальная католическая церковь


Глава церкви - Верховный епископ

Франциск Годур (29 сентября 1907 - 16 февраля 1953) (с сентября 1904 - управляющий священник)
Леон Гроховский (1953- 17 июля 1969)
Тадеуш Ф. Зелинский (1969-1978)
Франциск Ровинский (1978-1985)
Джон (Ян) Ф. Свантек (1985-2002)
Роберт М. Немкович (8 октября 2002 - 2010)
Энтони Миковски (2010 -

Краткая история церкви

В конце 19-го и начале 20-го века в среде польских католиков США, которых местные католические епископы не считали за равных, возникло несколько движений за основание национальной католической церкви. В этом движении было три основным центра - Польскокатолическая церковь в Северной Америке в Буффало, Старокатолическая Польская епархия в США в Чикаго и Польская Национальная Реформированная Католическая церковь в Скрантоне.

а) Старокатолическая Польская епархия в США в Чикаго. В 1895 году священник Антоний Козловский с еще 15 польскими священниками, из-за конфликта с американским епископатом вышли из подчинения Католической церкви и обратились к Старокатолической церкви за поддержкой. Для поляков была основана епархия, чей управляющий Козловский 21 ноября 1897 года в Берне старокатолическими иерархами был посвящен епископом и церковь стала членом Утрехтской унии. Также польские старокатолики сильно привлекали оказавшихся на чужбине службой на польском языке. В 1902 году епархия насчитывала 26 приходов, 24 священника, 31 строение, 13 кладбищ и около 80 тысяч верующих. Епископ Козловский умер 21 января 1907 года, и после его смерти церковь начала разваливаться, часть приходов ушла к еп. Каминскому (Буффало), большая часть в Польскую Национальную Католическую церковь Годура. Последним независимым приходом был кафедральный приход Козловского в Чикаго, присоединившийся к ПНКЦ 24 марта 1909 г.
В 1902 году священник-чех из Кливленда о.Ян Франциск Тихий отделился от римо-католической церкви и возглавил независимый приход чехов и словаков. В 1904 году приход присоединился к епархии Каминского, а в 1905 году епископ Каминский рукоположил Тихого епископом-коадъютором своей епархии. В 1914 году епископ Тихий покинул церковное служение и женился.

б) Польская Национальная Католическая Церковь. Образовалась 2 октября 1898 года, когда Франциск Годур с частью польской паствы был отлучен от церкви за неповиновение церковному начальству (как и ранее, был конфликт с ирландско-немецкой католической иерархией США). Образовав независимую епархию Годур создал объединение, которое назвал "Польская Национальная Реформированная Католическая церковь". 6-8 сентября 1904 года состоялся первый Синод, который объединил несколько независимых приходов уже под названием ПНКЦ и под управлением св. Годура. На Синоде окончательно были разорваны связи с Католической церковью, не признаны решения 1-го Ватиканского собора и Годур был выбран епископом. Годур был посвящен епископом старокатоликами 29-го сентября 1907 года (таким образом став польским преемником Камниского). В том же году Годур добавил новое церковное таинство - им было признано чтение/слушане Святого Писания. Чтобы сохранить традиционное число таинств (семь) крещение и миропомазание были объединены в одно священнодействие. После смерти еп. Каминского в 1911 большая часть его приходов также присоединилась к ПНКЦ, были поглощены и другие независимые группы. В 1921 году был отменен целибат для священников. В 1924 году было решено разделить церковь на три епархии (одна из которых находилась в Польше). Литургия проводилась на польском языке. На пик своего расцвета церковь насчитыала 156 приходов, 266 тысяч верующих в США и 7,6 тысяч в Канаде. В 1914 была в Скрантоне создана литовская национальная епархия, позже было создано еще несколько по всем США, и в 1924 священник Скрантона Гритенас был посвящен епископом Литовской НКЦ, которая входила на правах автономии в ПНКЦ, но после его смерти литовские приходы были уже напрямую подчинены польским епископам.
В 1946 году было установлено евхаристическое общение с Епископальной церковью, которое было разорвано в 1976 году (из-за рукоположения епископалами в священный сан женщин). В 1958 году Генеральный Синод подтвердил возможность богослужения на английском языке, ныне богослужение на польском сохранилось лишь в крупных приходах и в качестве второго, более редкого и малочисленного богослужения. В 1984 году начинается диалог с Римо-католической церковью.
В 2008 году епископы ПНКЦ подписали так называемую Скрэнтонскую декларацию (где подтверждалось отрицание нововведений как в Римо-католической церкви с середины XIX века, так и либеральных тенденций в старокатоличестве и англиканстве), которая в 2011 году стала основной для создания Скрэнтонского союза (унии).
Начавшись как национальная польская церковь, ПНКЦ пыталась втянуть в национально-католическое движение и другие, исторически сопредельные этнические группы (литовцев, словаков), но безуспешно. С течением времени национальный окрас церкви блек, ассимиляция польского населения сильно проряжала церковь, она привлекала все меньшее число молодежи, из-за чего в 80-ые годы произошло резкое падение численности прихожан, их старение и этническая диверсификация. Так специальный установленный национально-ориентированный праздник Торжество Отчизнs (Solemnity of the Fatherland, отмечавшееся во второе воскресение мая) в 2006 году был заменен на Воскресение Наследия (Heritage Sunday). Однако граждане польского происхождения продолжают доминировать в церкви и среди приходан, и особенно среди духовенства. На данный момент церковь использует три мессы - упрощенную версию, длинную и мессу епископа Годура (самый длинный вариант богослужения, частично основанный на тридентской мессе). На 2015 год церковь насчитывала 126 приходов и порядка 26 тысяч верующих.

Епархии

Средне-Западная епархия (Скрантон) (1924-

Валенты Гаврыховский (17 августа 1924 - 1934)

Восточная епархия (Чикопи, затем Скрантон) (1924-

Франтишех Бончак (17 августа 1924 - 1936)
Иофиф Лесняк (16 ноября 1936- 1951)
Иосиф Солысяк (23 аперля 1952 - (избран в 1951)
Вальтер Словакевич (26 июня 1968 - 19 октября 1978)
Томаш Й. Гнат (30 ноября 1978 - 2011)
Павел Собєховский (18 октября 2011 -

Иосиф Томчик (18 октября 1993-1995) епископ-помощник
Энтони Копка (30 ноября 2006 - 1 июля 2009) епископ-помощник

Западная епархия (Чикаго) (1926-

Леон Гроховский (1926- 1955)
Юзеф Кардас (1955 - 1958)
Франциск Ровинский (1959-1978)
Юзеф Л. Завистовский (30 ноября 1978 -1994)
Роберт М. Немкович (1994 - 2002)
Ян Давидюк (2002 - 30 июня 2009)
Энтони Копка (1 июля 2009 - сентябрь 2011)
Станислав Билинский (14 сентября 2012 -

Епархия Буффало-Питтсбург (Буффало) (1928-

Ян Зенон Ясинский (7 июня 1928 - 1951)
Францишек Лесняк (1951-1958)
Тадеуш Ф. Зелинский (1958-1969)
Даниэль Цигановский (30 ноября 1971 - 1978)
Джон (Ян) Ф. Свантек (30 ноября 1978 -1985)
Тадеуш Пепловский (30 ноября 1990 - октябрь 2012)
Джон Мэк (октябрь 2012 -

Джон Мэк (30 ноября 2006 - 2011) - епископ-помощник

Центральная епархия (1935-

Джон Мисяшек (26 августа 1936 - 1955) (избран в 1935)
Леон Гроховский (1955-1967)
Антоний Рысь (1967-1999)
Казимир Р. Гротник (30 ноября 1999 - 9 декабря 2005)
Энтони Миковски (30 ноября 2006 - 2011)
Джон Мэк (2011 - октябрь 2012)
Бернард Новицкий (14 сентября 2012 -

Канадская епархия (Торонто) (1968-

Иосиф Неминский (26 июня 1968-1992)
Томаш Й. Гнат (1992-
Сильвестр Бигай (30 ноября 2006 -

Литовская Национальная Католическая Церковь (1914-1928)

Йонас Гритенас (17 августа 1924 - 1928) (1914-1924 - священник)

Словацкая Национальная Католическая Церковь (1963-1968)

Юджин Мадьяр (29 июня 1963 - 1968)

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ