назад ]

Локальные особенности поместных Римских католических церквей


Великобритания
Не смотря на длительные притеснения и нахождения вне закона, католическая церковь в Великобритании на либерально-консервативной шкале находится недалеко от либерального ее края. В Великобритании действует три поместные церкви, объединенные в епископские конференции - Католическая Церковь Англии и Уэльса, Католическая Церковь Шотландии, территория Северной Ирландии находится в юрисдикции Католической Церкви в Ирландии. Католическая Церковь Англии и Уэльса на заседании епископской конференции в 1976 году запросила и 6 марта 1976 года получила разрешение ввести на приходах практику во время причастия давать стоящему верующему облатку в руку (а не класть коленопреклонному на язык), и вскоре данная практика вытеснила традиционное коленопреклонение. Постоянных диаконов начали рукополагать в середине 1970-ых и ныне данное служение весьма распространено, до трети приходов имеют постоянного диакона (в одной епархии Саузварка с 1975 по 2014 год было рукоположено 107 постоянных диаконов).
Польская Католическая Миссия в Англии и Уэльсе (Polish Catholic Mission in England and Wales). Польская миграция в Великобринатию началась в 19-ом веке, тогда же начались нерегулярные попытки наладить специальное окормление поляков-католиков. В начале 20-го века миссионное окормление поляков стало регулярным, а в 1930 году был построен отдельный польский костел. Особенно сильно выросла польская миграция после Второй Мировой войны, в 1948 году назначил главу Польской Католической Миссии Викарным Делегатом для гражданских поляков Англии и Уэльса с правами ординария. На начало 1960-ых ПКМ насчитывала 167 миссионерских приходов. Постепенно общины начали вымирать из-за ассимиляции польского населения, однако массовая миграция после вступления Польши в Евросоюз в 2004 году придала Миссии новых сил. Ныне ПКМ насчитывает 219 приходов, 114 священников, является владельцем 30 костелов, 12 часовен и 94 приходских домов. Также Миссия живет согласно пасторальной программе, утверждаемой в Польше (и в самой Польше воспринимается как польская епархия для эмигрантов). Из-за различий в богослужебных традициях и определенной замкнутости ПКМ, раздавались обвинения ПКМ в создании церкви внутри церкви, параллельной церковной юрисдикции.

Польша
Иисус, уповаю на Тебя
Польский католицизм один из самых консервативных, меньше всего принимающих либеральные и модернистские тенденции. В частности, Польша чуть ли не единственная страна в Европе, в которой нет проблем со священническими призваниями, и которая не только полностью обеспечивает себя священниками, но и "экспортирует" их в другие страны. Также в Польше совершенно не развит институт постоянного диаконата - первый постоянный диакон был рукоположен только в 2008 году, а сентябрь 2014 года на всю страну было только 11 постоянных диаконов. Один из самых почитаемых образов в польской традиции - "Иисус, уповаю на Тебя", который обязательно присутствует во всех костелах, связанных с польской традицией (не только в Польше, но и на всем пост-советском пространстве, в польской диаспоре, соседних с Польшей государствах). При этом наиболее растиражированной версией образа является не оригинал (написанный в 1934 году по эскизу с.Фаустины Ковальской), а написанный в 1944 году (уже после смерти Ковальской) для краковского Санктуария Божьего Милосердия (в нем свет, исходящий из сердца Иисуса уже разделен, а не слитен, и правая его часть не белая, а синяя, и таким образом свет уже не напоминает флаг Польши).
В 2005 году подлинник образа был перенесён из вильнюсского костела Святого Духа в храм Святой Троицы, который стал называться санктуарием Божьего Милосердия. При этом сам перенос сопроваждался скандалом и активными протестами верующих поляков (в костеле Святого Духа мессы проходят исключительно на польском языке).

Чехия
пражский Младенец Иисус
В Чехии особо популярно почитание статуэток Младенца Иисуса. Главной из них является Пражский Младенец Иисус (Pražské Jezulátkо), находящийся в Костеле Девы Марии с 1628 года. Статуэтку регулярно переодевают (для этого имеется две короны и почти пол сотни платьиц). Почитаемые статуэтки Младенца Иисуса имеются и во многих других храмах Чехии.

Южная Корея
католички в Южной Корее
В Южной Корее прочно сохраняется традиция на мессу женщинам приходить с покрытой головой. Голова покрывается белым кружевным ситцевым платком, свободно ниспадающим с головы, который стал специфическим символом корейского католицизма. Однако эта традиция постепенно уходит в прошлое, твердо ее придерживаются только пожилые женщины, ныне в подобных платках на мессе может быть и только около четверти присутствующих женщин.
Необычна в Корее и практика перемещения священников. Из-за склонности корейцев сильно привязываться к священникам, и возникающих больших проблем после перемещения подобных "укоренившихся" клириков, церковная иерархия приняла решение, что священник может находиться на приходе не более двух лет.
Также Католическая церковь адаприровала конфуцианский ритуал почитания предков "Джеса". Запрет на совершение ритуала был снят церковью в 1939 году, а сам ритуал очищен от языческих примесей (н-р запрещено вкладывать мертвым в рот еду, класть три пары специальных туфель для загробных проводников, веру в то, что мертвые приходят есть приготовленную для них пищу), также для ритуала были созданы специальные христианские молитвы.

Испания
Христианские общины существуют в Испании как минимум уже со II века. С 587 году католическая церковь становится основной в государстве Вестготов (до этого исповедовавших арианство, католические общины находились в подчиненном положении). На территории Испании сложился собственный западный литургический обряд - Мозарабский (в нем имелись некоторые восточные черты, богослужение проходило на готском языке). С X века начинается постепенное вытеснение мозарабского обряда римским. К концу XIII века мосарабский обряд сохранился только в Толедо (из-за чего его иногда называют толедским). В 1500 году архиепископ Толедо кардинал Хименес провел реформу мозарабского обряда, переведя богослужебные книги с готского на латынь. Иоанн Павел II разрешил использование мосарабского обряда по всей Испании. На данный момент существует два полноценных прихода в Толедо, живущих по мозарабскому обряду (объединяет примерно две сотни семей), также периодически (по некоторым праздникам) используется в остальных костелах Толедо, а также в нескольких приходах за пределами города.
Особую важность в стране имеет культ мощей Святого Иакова, обретенных в IX веке, которые находятся в соборе города Сантьяго-де-Компостела, и паломничество к которым является значимой частью католической культуры Испании.
Во времена Возрождения большое влияние на жизнь церкви и страны имел "Трибунал священной канцелярии инквизиции", учрежденный в 1483 году (с 1488 года существовал руководящий орган - Супрема, которую возглавлял Генеральный инквизитор). Трибунал упразднён лишь в 1834 году.
С особым размахом празднуется Страстной неделя перед Пасхой (именуемая "Семана Санта" - Святая неделя). В разных регионах часть дней Стастной недели являются государственными выходными, в городах проводятся масштабные красочные шествия. Во время этих шествий члены разных братств, одетые в балахоны с капиротом (средневековый испанский головной убор в виде выского остроконечного колпака конической формы) часто несут большой трон с изображением Девы Марии или Страстей Христовых. У каждого из множетсва братств имеются собственные отличительные цвета одежды.
После падения монархии в 1931 году и особенно во время гражданской войны, республиканцы ответились жестокими преследованиями Католической церкви - были сожжены тысячи храмов, было убито 6832 священника. Во времена режима Франко церковь пользовалась особой поддержкой государства (конкордат с Ватиканом был заключен в 1953 году; по нему государство получило привилегию назначения епископов, от которой отказалось в 1976 году). После демократизации позиции церкви начали ослабевать, в 2006 году изучение католичества в школах стало добровольным.

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ