назад ]

Обряд Коптской (Православной) церкви


Патриарх Шенуда III
Патриарх Шенуда III
Епископ на богослужении
Епископ на богослужении
Коптский храм
Коптский храм
Священник в храме
Священник в храме
Патриарх и епископ
Патриарх и епископ
Коптская церковь в США изнутри (по западным образцам уже стоят скамейки)
Коптская церковь в США изнутри (по западным образцам уже стоят скамейки)
Иконостас
Иконостас
Еще один храм
Еще один храм
Коптская икона
Коптская икона

Вероучение

Вероучение Коптской церкви - умеренное монофизитство. Евтихий анафематствуется, но Диоскор - в числе святых. В катехизисе догмат сформулирован так: "Сын Божий Иисус Христос есть Бог воплощенный, обладающий полнотою Божества равно естеству Отца, обладающий полнотою человечества равно естеству человека... Но, подобно тому, как человек состоит из разумной души и вещественного тела, и о нем не говорят как о двух лицах, но говорят о едином разумном человеке, так и мы не говорим о Христе как о двух естествах, о Боге и человеке, как о соединении двух особей, двух лиц, но говорим о единстве Бога воплощенного... Христос - единство... Он тот же и в зраке раба, и во образе; Божием...". Другие, впрочем, определеннее говорят о соединении во Христе двух естеств воедино. Докетические представления анафематствованы патр. Шенудой (1092), но еще раньше анафематствовано (патр. Миной, 958-77) исповедание двух воль. К. ц. находится в общении с другими древними восточными церквами - армянской и сирийской, эфиопской, эритрейской и маланкарской.

Каноническое право К. ц. основано на Кормчей, составленной Михаилом, епископом Дамиеттским (Ибн-аль-Ассалем), в 13 в. и состоящей из псевдоапостольских постановлений, прошедших через монофизитские руки соборных деяний, правил благочиния патриархов Вениамина, Христодула, Гавриила и др.

Белое духовенство женато одним браком. Монашество процветало еще в 13 в. (знаменитые монастыри Шенуте у Сохага - Белый и Красный; Нитрия, монофизитский Афон, где имелись обители разных наций, и др.).

Обряд

Устройство храма, особенно в новых соборах Каира и Александрии, почти тождественно с православным. В старых церквах немногочисленные иконы помещаются иногда наверху алтарной резной перегородки, заменяющей иконостас и иногда совершенно лишенной икон. Из старинных храмов особенно примечательны церкви Старого Каира, например Аль-Моаллака (6 в.), Св. Сергия, муч. Меркурия. Всего насчитывают до 400 церквей. Мужчины в храме отделены от женщин перегородкой; жертвенника в алтаре нет; раки с мощами иногда помещаются на клиросах. Утварь и облачения сходны с православными, но для будничных служб упрощены; на голову и плечи возлагается плат "эфод". Службы те же, что и в православной церкви; особенностью является чин утреннего и вечернего каждений, совершаемых перед литургией и вечерней воскресных и праздничных дней. Литургическое единообразие введено в 12 в. реформой Гавриила ибн-Турейка; до этого времени чины были еще более близки к греческим. Общеегипетским богослужебным языком сделан северный (бохейрский) диалект коптского языка; раньше на юге употреблялся и сахидский, а еще раньше - греческий язык, на котором до сих пор произносится несколько возгласов на литургии и поются некоторые песнопения. До 17 века коптский язык был не только богослужебным, но и обыденным языком, но сейчас он полностью вытеснен арабским. Влияние арабов и ислама проявилось и в обрядности. Из многочисленных литургий удержались три, приписываемые Василию Великому, Кириллу Александрийскому и Григорию Богослову. Главное их отличие от православных - отсутствие Херувимской песни и 4 новозаветных чтения (Посланий Павла, Соборных Посланий, Деяний, Евангелия). Литургия совершается на одной из трех принесенных квасных просфор, с 12 отпечатанными крестами и Трисвятым. Забвение коптского языка заставило дать место арабскому. Чтение Св. Писания происходит на двух языках; некоторые песнопения - на одном арабском; все богослужебные книги печатаются на двух языках параллельными текстами, ритуальная часть - только на арабском. Господствующий тип песнопений - т.н. псалии, род кратких строф или славословий, расположенных по греческому алфавиту. Некоторые песнопения и молитвы заимствованы из православной церкви уже после разделения. Церковное пение основано на осмогласии. Употребляются систры и тимпаны. Церковный год начинается 29 августа (1 тога) и заключает в себе 7 великих праздников (Благовещение, Рождество Христово, Богоявление, Вход в Иерусалим, Воскресение Христово, Вознесение, Пятидесятница), 7 меньших и 5 постов (кроме 4 наших еще "шшевийский"- на неделе, соответствующей нашей Мытаря и Фарисея). На утрене Вербного Воскресения бывает освящение ваий и крестный ход; в первые три дня страстной седмицы и великий пяток не бывает литургии, а длинные часы; в великий четверток совершается омовение ног. Семь таинств догматически и литургически сходны с православными. Обычаем является крестить мальчиков на 40-й, девочек - на 80-й день; крещению может предшествовать обрезание, скорее как пережиток египетского язычества, чем как религиозный обряд. Причащение дается под двумя видами; к нему допускаются и дети. Признается молитва за усопших (поминовение в 3-й, 7-й, 30-й и 40-й дни) и почитание святых, особенно Божией Матери.

Также достаточно своеобразна и иконописная традиция коптской церкви, отличающийся от византийской более ярко выраженным нарочитым примитивизмом, простотой.

Важное значение в Коптской церкви играет детский период Иисуса, история котором основана не на Евангелии, а на собственных приданиях. У коптов очень много почитаемых мест, связанных с предполагаемым путешествием Святого Семейства по Египту.

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ