назад ]

Обряд Армянской Апостольской церкви


Армянская церковь
Армянская церковь
Церковь изнутри
Церковь изнутри
Общий вид алтаря
Общий вид алтаря
Армянский алтарь в США
Армянский алтарь в США
Армянский епископ
Армянский епископ
Церковь в Эчмиадзине
Церковь в Эчмиадзине
Алтарь Эчмиадзина
Алтарь Эчмиадзина

Вероучение

Кроме христологического вопроса о соединении двух - Божественной и человеческой - природ во Христе, в остальном учение Армянской Церкви полностью соответствует вероучению Православной Церкви. Однако я, как ни пробовал вникнуть в этот вопрос, так и не понял различия между Армянской и Православной церквями.

Обряд

В Армянском обряде используется только один чин литургии (Литургия Св. Григория Просветителя), генетически и структурно близкий литургиям византийского Обряда. Богослужение суточного круга состоит из 7 канонических часов, однако в современной приходской практике обычно служатся далеко не все часы. Полунощница и утреня, как правило, соединяются.

Праздник Рождества Христова Армянская Церковь отмечает 6 января одновременно с Крещением под общим названием Богоявления. Соответственно сдвигаются и все праздники, связанные с Рождеством (Сретение, Благовещение). Армянская Церковь при совершении таинства евхаристии использует пресный хлеб. Армянская Церковь не придает использованию пресного хлеба догматического значения, а лишь сохраняет древний обычай. При совершении таинства евхаристии в Армянской Церкви используется цельное, не разбавленное водою вино. Обычай этот составляет исключительную особенность Армянской Церкви. Все остальные Церкви используют разбавленное водою вино. Согласно учению Армянской Церкви, кровь, истекшую из ребра Спасителя, символизирует таинство причащения, а воду - таинство крещения. Армянская Церковь в Трисвятой песни после слов "Святый Боже. Святый Крепкий, Святый Бессмертный" добавляет "распныйся за ны". Армянская Церковь обращается только ко второму Лицу Св. Троицы - Сыну, Который и был распят на кресте. Армяне осеняют себя троеперстным Крестным Знамением, складывая три первых пальца правой руки щепотью, два других пальца прикладывая к ладони. Правую руку со сложенными пальцами прикладывают сначала к челу, произнося: "Во имя Отца", затем несколько ниже груди: "И Сына", далее к левой стороне груди, произнося: "И Духа", а затем на правую сторону груди, со словами: "Святого". В подтверждение же истинности всего этого, прикладывая ладонь к груди, произносят: "Аминь!". Устройство храма Армянского обряда отличается рядом особенностей. Престол располагается на высокой солее. Позади престола слева находится маленькая ниша в стене для совершения проскомидии. Имеются две алтарные завесы: внешняя отделяет предстоятеля богослужения и сослужащих от остальных клириков и народа; внутренняя - предстоятеля от сослужащих. Первая закрывается в отдельные моменты богослужений, вторая - во время причащения предстоятеля. При богослужении используются некоторые ударные инструменты (в т.ч. кешоц); пение может сопровождаться игрой на органе. Одеяния и знаки отличия клириков, а также литургические облачения во многом подобны византийским, но имеют ряд отличий. Митра - обязательный элемент облачения предстоятеля на Божественной литургии; в некоторых случаях ее носят и диаконы. Епископская митра по форме сходна с латинской. Клобук имеет коническую форму. Особый предмет облачения - сандалии (охатап), которые снимаются на время Евхаристического канона и причащения. Цвета облачений не обусловливаются календарем. Только Армянской Церкви присущ и Передовой пост. В старину во время Передового поста разрешалось есть только хлеб с солью. В эти дни также не разрешалось служить св. литургию. Смысл Передового поста в очищении пяти человеческих органов чувств от языческой скверны. Иногда по недоразумению Передовой пост назывался постом св. Саргиса, так как в субботу после поста Армянская Церковь отмечает праздник св. Саргиса. Начиная с Х века учителя Армянской Церкви неоднократно обвиняли византийцев в чрезмерности иконопочитания. Те в свою очередь обвиняли армян в иконоборчестве. Армянскую Церковь в этом обвиняли также сирийцы, грузины, русские и другие. Историко-литературные свидетельства и дошедшие до нас памятники культуры доказывают, что в V-VIII вв. в Армянской Церкви широко использовались иконы, создавались фрески, образцы барельефов и миниатюры. В Х веке, наряду с подобным положительным отношением к иконам, в лоне Армянской Церкви зарождаются также иконоборческие тенденции. Однако в начале XII века они были преодолены, хотя в церкви использование икон более умеренное, чем в православии. Одной из обрядовых особенностей Армянской Церкви является матах - жертвоприношение; главный смысл его - пожертвование, принесение дара Богу и сотворение милости к бедным. Для жертвоприношения необходимо два компонента: животное и соль. Животное должно быть особью мужского пола. Это может быть бычок, баран, петух или голубь. Когда закалывают бычка, его мясо раздают в 40 домов, мясо барана - в 7 домов, петуха - в 3 дома. Мясо не должно оставаться на следующий день. Если в жертву приносится голубь, то его выпускают в небо. Соль должна быть освящена - этим также матах отличается от языческого жертвоприношения. Мясо варится в воде, приправленной солью и только. Епископат у армян сохраняет целибат, а рядовое священство большей частью белое. Литургия совершается на древнеармянском языке (грабар).

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ