назад ]

Агванкский католикосат


Краткая история католикосата

Согласно легенде, христианство в Албании (арм. - Агванк) стало официальной религией со дня крещения Св. Григорием Просветителем местного царя Албании Кавказской Урнайра в 313 году. Правители Албании постарались уравнять духовенство со светской знатью (азатами), создав наряду с дворцовым судом суд церковный. В 387 году, при разделе Армении, Албания получила области области Арцах и Утик. Ко времени Агуэнского собора (488 г. или 493 г.), созванного албанским царем Вачаганом III Благочестивым, Албанская митрополия имела архиепископа c резиденцией в Партаве и 8 епархий (Партавская, Кабалинская, Гардманская, Шакинская, Пайтакаранская, Амарасская и др.). При царе Вачагане Благочестивом (487—510) проводится активная христианизация населения. В 551 году из-за того, что значительная часть Армении была захвачена Византией, которая учредила альтернативный халкидонитский армянский католикосат в Аване, образовался отдельный, независимый от двинского Агванкский (Албанский) католикосат (называвшийся еще католикосом Чола, по имени города в Дербенте, где находилась его первая резиденция). В 630 католикосат был перенесен в город Кабала. В 667 правитель Албании признал себя вассалом арабского Халифата, а в 705 местная династия была халифами упразднена, началась исламизация населения. В самом начале VIII века католикос Нерсес I Бакур попытался принять решения Халкидонского собора (для союза с Византей), после чего был изложен и осужден на церковном соборе 705 года. На этом соборе было объявлено о восстановлении канонического единства между Агванкским (Алуанским) и Двинским католикосатами, и Албанский католикосат вновь стал автономным престолом, признающим первенство армянского католикоса.
В середине IX века на юго-западе бывшей Албании образовалось армянское княжество Хачен, которое заметно усилилось в XIII веке. В 1240 году престол католикоса был перенесен в монастырь Гандзар (ныне в Карабахе), после чего католикоса стали еще называть Гандзарским, а также был восстановлен его статус руководителя автокефальной церкви. Гандзасар управлял не только приходами армянских провинций Арцах и Утик, но также и общинами, которые были расположены к востоку от исторической границы Армении, проходящей вдоль реки Куры, и включали в себя регион Каспийского Моря и Большого Кавказа. Католикосом обычно был представитель рода Гасан-Джалалянов, правителей Хаченского княжества. В 1603 году Хаченское княжество окончательно распадается на несколько небольших государственных образований.
В 1805 году армянские провинции Арцах и Утик были отвоеваны Российской Империей у Персии. В 1815 армянский католикос добился у царских властей упразднения независимого Албанского (Агванкского, Алуанкского, Гандзасарского) католикосата, а в 1836 году Гандзасарская митрополия была разделена на Адербеджанскую и Арцахскую епархии, вошедшие в юрисдикцию Эчмиадзинского католикосата. Потомки части христиан-албанцев, составлявшие верующих восточной части католикосата стали самостоятельной нацией - удинами, которые сейчас проживают преимущественно в Азейбарджане и России (несколько семей проживает в Грузии). В 2003 году удины создали в селе Нидж (Азербайджан) Албано-Удинскую Христианскую Общину, ее председателем является Роберт Мобили (он же совершает богослужения и крещения); община имеет храм "Чотари" св.Елисея (который был освящен 19 мая 2006 года священником РПЦ); считают что число удин-христиан в Азербайджане достигает 6 тысяч человек.

Агванкская митрополия

Товмас (начало IV века)
Григорис (330-338)
св. Шупхалиша
Маттэ
Сахак
Мовсес I
Панд
Лазар
Григор
св. Иовхан
Иеремия

Католикосы Агванка (551 - 1815)

Тер-Абас (551-595)
Виро (595-629)
Захария I (629-644)
Тер-Оганян (Иоанн) I (644-671)
Ухтанес (671-683)
Тер-Елиазар (683-689)
Нерсес I Бакур (689-705)
Симеон I (706-707)
Тер-Михаил (707-744)
Анастас (Анастасий) I (744-748)
Иосиф I (Овсеп) (748-765)
Давид I (765-769)
Давид II (769-778)
Маттэ (Матфей) II (778-779)
Мовсес (Моисей) I (779-781)
Аарон (781-784)
Соломон I (784)
Теодорос (Феодор) (784-788)
Соломон II (788-789)
Иоанн (Ованес) II (798-823)
Моисей II (824) Давид III (824-852)
Мовсеп (Иосиф) II (852-877)
Самуел (877-894)
Ховнан (894-902)
Симеон II (902-923)
Давид IV (923-929)
Сахак (Исаак) (929-947)
Гагих (947-958)
Давид V (958-965)
Давид VI (965-971)
Петрос (971-987)
Мовсес III (987-993)
Марк (993-
Иосиф III
Марк
Стефан I -1079)
Иоанн III (1079-1121)
Стефан II (1129-1131)
Григорий I (ок.1139)
Бежген (ок.1140)
Нерсес II (1149-1155)
Стефан III (1155-1195)
Иоанн IV (1195-1235)
Нерсес III (1235-1262)
Стефан IV (1262-1323)
Сукян и Петр II (ок.1323-1331)
Захария II (ок.1331)
Давид VII (?)
Карапет (1402-1420)
Иоанн V (ок.1426-1428)
Матфей II (ок.1434)
Атанас II (1441-
Григорий II
Иоанн VI 1470)
Азария (?)
Фома (ок.1471)
Аристакес I (?)
Стефан V (ок.1476)
Нерсес IV (ок.1478)
Шмавон I (ок.1481)
Аракел (1481-1497)
Матфей III (ок.1488)
Аристакес II (1515-ок.1516)
Сергий I (Саркис) (ок.1554)
Григорий III (ок.1559-1574)
Петр III (1571)
Давид VIII (ок.1573)
Филипп (?)
Иоанн VII (1574-1584)
Давид IX (ок.1584)
Анастасий II (ок.1585)
Шмавон II (1586-1611)
Аристакес III Колатакци (ок.1588)
Мелкисет Арашеци (ок.1593)
Симеон III (ок.1616)
Хованнес (Иоанн) IX Гасан-Джалалян (1632-34)
Григор III Гасан-Джалалян (1634-1653)
Петр IV Хондзакский (1653-1675)
Симеон IV Хоторашенский (1675-1701)
Еремия II (Гасан-Джалалян)(1676-1701)
Есайи (Исаия) (Гасан-Джалалян) (1702-1728)
Нерес V (1706-1736)
Израэль I (анти-католикос) (1728-1763)
Нерсес VI (1763)
Хованнес (Иоанн) X (Гасан-Джалалян/Гандзасарский) (1763-1786)
Симеон V Хоторашенкский (1794-1810)
Саркис II (Сергий) (Гасан-Джалалян/Гандзасарский) (1810-1815)

Гандзасарская митрополия

Саркис (Гасан-Джалалян/Гандзасареци (1815-1828)

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ