назад ]

Краткая история Коптской (Православной) церкви


Коптский - с арабского и греческого переводится как "египетский". Фактический раскол в Александрийском патриархате произошел после Халкидонского Вселенского собора (451). Церковь не признала его решения и придерживалась иного христологического трактования, за что ее называют монофизитской церковью. Причиной этого было недовольство церковных кругов гегемонией столичного патриархата. После собора началась борьба за патриарший престол. Окончательный раскол церкви произошел в 537 году, когда у каждой из церквей появился свой собственный патриарх. В Коптскую церковь перешло подавляющее большинство жителей Египта. Вплоть до 9 века коптский патриарх проживал в монастыре святого Макария в пустыне. В 641 Египет был захвачен арабами и стал очень активно и успешно насаждаться ислам. В 850 христиане уже составляли меньшинство страны, а официальный язык был заменен с коптского на арабский еще в 8 веке.

Во время исламского правления чередовались периоды долгих преследований и относительной свободы церкви. В моменты передышки церковь вновь расцветала и было создано множество трудов на арабском языке. Поборы и налоги содействовали симонии. Просвещение и нравы падали. Деятельность иеромонаха Марка-ибн-аль-Канбара (1137-1208), стремившегося поднять К. ц. до уровня православной, не нашла поддержки и кончилась переходом его в православие; однако некоторые реформы лучшим людям все-таки удалось провести, заставив недостойного патриарха Кирилла III (1235-43) подписать пункты о прекращении симонии, введении соборного начала и т.п.

Копты являются самой многочисленной христианской церковью на Ближнем Востоке и значительным меньшинством в Египте. В конце семидесятых участились выпады исламских фундаменталистов против Коптской церкви. Чтобы показать, что он контролирует ситуацию, президент Садат в 1981 заключил папу Шенуда III под домашний арест в пустынный монастырь, и он пробыл там до 1985 г.

К. ц., дошедшая до упадка и бессильная в борьбе, стала на путь примирения с православной; она сама называет себя этим именем. Соединение было возможно, и только отравление мусульманами патриарха Кирилла IV (1860) расстроило это дело, искусно подготовленное этим иерархом вместе с преосв. Порфирием (Успенским), которому Св. Синод поручил «возобновить сношения с коптами». Деятельность Кирилла IV все-таки благотворно отразилась на К. ц. Вследствие нерадивости православного александрийского патриарха Софрония был упущен благоприятный момент и в 1895, когда прогрессивная партия коптов, недовольная нерешительностью патриарха Кирилла V (с 1875), искала сближения с православием. В 1874 младокопты добились у хедива Измаила декрета, учредившего светский совет при патриархе; в 1906 им удалось добиться учреждения церковных советов с участием мирян.

В 1994 в Великобритании была создана отдельная епархия для обращенных британцев и была названа Британской Православной церковью.

Число приверженцев церкви точно неизвестно - по одним данным (Египетским официальным, стремящимся занизить количество коптов) их насчитывается около 3,9 миллионов, сам же патриарх заявил в 1995 году, что их 8 миллионов.

назад ]
Иерархия церквей
Новости проекта
Гостевая книга
Словарь терминов
География
О проекте
Контакты
Карта проекта
Поиск
 
Религия и СМИ